Четвер, 14 Березня, 2013   |   Школа Афіни

В Украине необходимо менять систему образования

Выступление на публичных дебатах

Алексей Греков – соучредитель и директор по стратегическому развитию частной школы «Афины» – выступил в поддержку тезиса “Среднее образование в Украине безнадежно устарело” на первых региональных публичных дебатах Фонда “Эффективное управление”, которые были организованы во Львове 29 ноября 2012 года при поддержке Львовского городского совета.

Полный текст выступления

Доброго вечора, шановні пані та панове! Good Evening, dear ladies and gentlemen! Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Благодарю Фонд эффективного управления и Львівську міську Раду за можливість прийняти участь у дебатах! Дякую вам, шановні пані та панове, що вам небайдужа доля української освіти! Благодарю моих уважаемых оппонентов, что вы согласились отстаивать столь непопулярную в нашей стране точку зрения!

И я хочу вместе с вами — хотя бы на какое-то время — принять вашу сторону и рассмотреть: а может, мы действительно все ошибаемся? И наша система образования не устарела? Какие аргументы мы можем выдвинуть в пользу этого тезиса?

Образование — в любом обществе — выполняет 2 задачи: во-первых, оно создает определенный образ будущего в сознании своих воспитанников — учеников, студентов — а во-вторых — пытается научить их пользоваться всеми инструментами, — ментальными в первую очередь — которые помогут им стать успешными и счастливыми в этом воображаемом будущем.

Давайте же посмотрим, какой образ будущего создается в головах наших детей — на основании не того, что говорит, но того, как действует украинская система образования!

Прежде всего — миром будущего управляют крупные корпорации, государственные и частные, выстроенные строго иерархически.
Каждый отдельный человек — не более чем легко заменяемый винтик, от мнения которого ничего не зависит.
Начальник выдает задания, и начальник проверяет их выполнение.
Творчество возможно только в пределах, обозначенных начальником.
Вы должны говорить только тогда, когда вам разрешит начальник, причем только то, что угодно знать начальнику.
Вы не можете пользоваться помощью друга, ни — упаси Боже! — интернета: во всем вы должны полагаться только на свою память и сообразительность.
Вы с коллегами работаете за отдельными столами, в затылок друг другу, над отдельными заданиями — и т.д.

— Кто из вас считает, что именно такими должны быть организации Будущего? Кто полагает, что именно таковы успешные организации настоящего?

Таким образом, наша система образования создает неверное представление о будущем в сознании своих воспитанников — наших детей!

Но, может быть, она обучает их правильному владению правильными инструментами? Ведь недаром говорят — наши специалисты востребованы за рубежом. Увы, это не более чем досужий миф.

Согласно данным Всемирного банка, по количеству эмигрантов Украина занимает третье место в мире — 6,5 миллионов человек. При этом по данным Международной организации по миграции украинские “заробитчане” выступают, в основном в качестве низко-квалифицированной рабочей силы. 54% из них работают в строительной сфере, 17% – в сфере домашнего надзора, по 9% – в сельскохозяйственном и торговом секторах, 6% – в промышленности и 5% – в других отраслях. Т.о. менее 1-2% украинцев действительно востребованы в отраслях, связанных с наукой и высокими технологиями. Но является ли это сильным аргументом, если 99% наших соотечественников — закончивших, между прочим, нашу среднюю школу — работают как низко-квалифицированная рабочая сила?

Но как же тогда победы украинских учеников на международных конкурсах по информатике, математике, физике, химии? Безусловно, победы есть. Но что это доказывает? Сколько мы можем выставить равноценных команд, для участия в этих конкурсах? 2? 3? 5? 10?

А 100 можем? А 1000? Но ведь 1000 команд — это совсем немного — это примерно 4000 человек.

У нас в стране 4 200 000 учащихся. Какой процент составляет 4000 от 4 000 000? Кто из вас может быстро посчитать в уме без калькулятора? Мы же все обучались в нашей замечательной школе, мы все проходили математику. Это материал 5 класса.

0,1 %! Наша система образования работает с эффективностью менее 0,1 %! Но на самом деле — еще хуже, потому что с этими замечательными ребятами, знатоками математики и естественных наук, работают совсем не так, как с другими школьниками. Их готовят совсем в другом режиме, по другим программам — и совсем другие учителя. Если бы так же работали и с другими детьми, результат был бы, конечно, лучше — но это была бы уже совсем другая система образования.

Итак, аргументы исчерпаны. Идя, как говорят математики, от противного, мы установили: наша украинская система образования безнадежно устарела.

И это правда. Ведь существующая система образования была создана в Германии в начале XIX века, когда еще не было ни компьютеров, ни копировальных аппаратов. Государственному аппарату были нужны люди, быстро считающие и красиво пишущие. Именно этот образ будущего — нет, не будущего, а прошлого, — рисует нам наша система образования: молча работающие сотрудники и надзирающие за ними — свысока! — начальники.

Сейчас всю эту бюрократическую конструкцию может заменить 1 человек с компьютером и принтером. Но наша система образования продолжает штамповать людей-калькуляторов, людей-ксероксов.

Зачем?

Все наши дети разные, с разными талантами, разными способностями. Нам нужны разные школы, которые помогут раскрыть в них эти таланты. Нам нужны тьюторские технологии, чтобы рядом с каждым ребенком был взрослый, которому важен и интересен именно он — этот вот наш ребенок!

Когда я приглашаю на работу учителя, я не хочу видеть сотню безликих клонов. Я хочу видеть одного учителя, но зато уникального. Не похожего на других, но зато способного зажечь глаза и души детей. Потому что именно то, что мы разные, делает нас полезными и интересными друг другу.

Систему нужно менять!

Спасибо за внимание!