Опубликовано на сайте Сегодня.ua
5 октября 2013
К новому 5-этажному зданию немного в стороне от Краснозвездного проспекта подъезжает черный “Бентли”. Из машины пулей вылетает мальчик лет восьми и мигом залетает вверх по ступенькам – на часах 8:35 утра, звонок на урок уже прозвенел и малыш явно опаздывает. Видимо, родитель на машине, стоимостью в неплохую квартиру, попал в утреннюю пробку на Караваевых дачах – в заторах все равны.
Понять, что здание на улице Головко является школой “Афины”, созданной 18 лет назад, можно только по большому количеству детей возле него. Его современный дизайн, отсутствие привычной таблички с надписью “школа” и обилие дорогих иномарок скорее наводят на мысль о том, что это какое-то министерство или новый отель со стоимостью номера не менее 200$ в сутки.
Общая обстановка в самой школе такая, что там хочется остаться пожить какое-то время – довольно необычное ощущение для учебного заведения. Вспоминая свою государственную школу, невольно удивляешься не только мягким диванам и креслам на каждом этаже, лифту и стоящим по кругу партам в кабинетах, но и тому, как общаются между собой дети. Все 270 учеников лично знают друг друга и поддерживают отношения не только со своими одноклассниками или даже одногодками. Здесь и фиксированных классов, как в обычной школе, нет: дети разделяются по так называемым “динамическим группам” по возрасту. Больше всего впечатляет отсутствие мата, ведь в обычной школе – это нормальный язык общения среди учеников. А еще то, насколько нравится детям здесь учиться.
“В обычной школе – это не жизнь. Это выживание. Там по 40 человек в классе, нужно успеть чему-то научиться, показать себя, а ученики могут запросто “послать” учителя. В обычной школе, если ты чего-то не знаешь – для учителя ты тупой. Здесь это означает, что тебе просто нужно больше времени, чтобы научиться. Обычная школа и эта – это два разных мира”, – рассуждает 8-классница Валерия, держа в руках iPhone и планшет.
“А тебя не смущает, что для твоих родителей твое обучение стоит недешево?”, – интересуемся у нее. Учитывая то, что стоимость месяца учебы в “Афинах” для первоклашек составляет около 5 тысяч гривен, а для учеников всех остальных классов еще больше, позволить это себе могут не все.
“Нет. Это ведь не трата денег, это инвестиция”, – отвечает девушка.
Ее ответ еще раз заставляет удивиться интеллектуальному уровню здешних детей. А вот на счет Министерской программы и стандартных школьных знаний – вопрос. Несмотря на достаточно высокие показатели по тестам ВНО (средний балл выпускников в 2011 году – 180,7), 8-классники затрудняются сказать, из каких газов состоит воздух, и какие типы климата есть в Украине. Однако все как один знают, как зовут премьер-министра и сколько областей в стране. А еще – как воплотить в жизнь какой-либо проект.
Алексей Греков, директор по стратегическому развитию и основатель школы, говорит: “Мы воспитываем бизнес-интеллигенцию”. Это все объясняет – базовые знания нужны и важны, но, во-первых, не в таком огромном объеме, который сваливают на детей госшколы, а, во-вторых, нужны не только они. Возможно, 13-14-летние ученики школы не могут вспомнить, какой климат в Украине, но прекрасно знают, как написать бизнес-план проекта.
Креативность в “Афинах” проявляется, начиная от названий кабинетов, заканчивая методами преподавания. 5 этажей школы представляют собой 5 частей мира, а кабинеты не нумеруются, а называются по географическим и культурным достопримечательностям.
“Где у нас русский?” – “В Рейкьявике сегодня”, – обычный ежедневный диалог между учениками.
“К нам дети депутатов не ходят, как правило. Потому, что депутаты – это чиновники. А чиновников прекрасно готовит обычная школа по принципу “я начальник – ты дурак”. Она очень красиво выстраивает, можно сказать, военную иерархию”,– говорит Алексей Греков, у кабинета которого почетное название: “Белый дом”. И это чистая правда – увидеть в светлых коридорах школы учителя и ученика, на равных жмущих друг другу руки при встрече – обычное явление.
“Каждый учитель здесь – творец своего урока. Детям вложить что-либо в голову очень сложно. Для этого необходимо, чтобы и я, и ученик – мы вместе что-то творили. Нужно, чтобы ученик был соавтором чего-то, чтобы он был заинтересован, чтобы у него тоже был какой-то продукт, который он должен выдать. И это не контрольная, и не зачет”, – рассказывает Владимир Звиняцковский, учитель русского языка и литературы одновременно на лету ловя тетрадки своих учеников, которые они ему бросают. Учитель и не требует, чтобы дети сдавали тетради ему, как на жертвенный алтарь – еще один пример отсутствия жесткой иерархии.
Кроме того, в “Афинах” недавно ввели в качестве эксперимента систему тьюторства, когда у каждого ученика есть личный наставник. По сути – это менеджер ребенка. Он следит за его успеваемостью, помогает разобраться в сложных ситуациях, связанных с учебой и с жизнью в целом, всегда на связи с родителями. Интересно, что в начале учебного года ученики сами выбирали себе такого наставника.
“В концепции нашей школы – это представитель семьи в школе, а школы в семье”, – гордо говорит Владимир Звиняцковский. Именно на его уроке в 7-ом классе знакомая всем нам работа над ошибками выглядит как составление карты “Парка отдыха ошибок”. Пунктуационные помарки помещаются в кусты, а к орфографическим ведут аллеи и проспекты. В обычных школах отношение к таким методам преподавания будет, скорее всего, скептическим. А про дисциплину совершенно точно скажут: “Так ее ведь здесь нет!”.
Однако в “Афинах” так не считают. “Если бы Денис бил Антона бутылкой из-под лимонада по голове и все равно успел все записать, он бы получил за урок 10”, – говорит Владимир Янович на уроке.
При звонке с последнего урока невольно настораживаешься, вспоминая свою школу, и стараешься вжаться в стену. Далеко не щуплые старшеклассники могли запросто сбить с ног любого, кто стоит у них на пути выхода из школы в конце дня. Однако здесь вскоре понимаешь, что опасения напрасны – никто и не думает о том, как бы побыстрее сбежать из казенных стен. Театральная студия, клубы по интересам, творческие студии, проектная деятельность – жизнь после уроков только начинается.
“Мы готовим интеллигенцию деятельную. В отличие от той интеллигенции, которая сидит по кухням и ноет: “Дайте нам точку опоры, и мы перевернем мир”. А когда ей дают эту точку опоры, начинается: то рычаг не тот, то мир не тот, то точки опоры нет, – объясняет Алексей Греков. – Мы видим свою задачу в том, чтобы создать детям такие условия, чтобы им хотелось потом их воспроизводить дальше уже с людьми, с которыми им придется работать. Чтобы ребенок выходил и понимал – мир может быть устроен по-другому, и могут быть отношения, которые продуктивней отношений “я начальник – ты дурак”.
По словам родителей учеников, самая большая трагедия в жизни школьников – это заболеть и не пойти на занятия. Лежать дома и смотреть телевизор, пусть даже с насморком, для них, в отличие от всех школьников – не верх счастья, а наказание. И такое отношение к школе – приятный подарок для любого родителя.