Пение. Эта форма музыкальной деятельности особенно близка и доступна детям.
Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни позволяет им легче воспринимать содержание произведения и значительно облегчает его запоминание.
В процессе пения у детей не только развиваются музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувство ритма, но и замечательно развиваются многие личностные качества, в частности взаимодействие в коллективе, чувство партнера и т.д.
Важно также то, что пение способствует развитию речи детей. Слово на наших занятиях, как правило, выговаривается протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Во время пения мы особенно следим за правильной певческой посадкой детей. Они должны петь естественным звуком, без крика и напряжения. Необходимо добиваться напевности и плавности звучания (не забывая при этом, конечно, об охране голоса).
Следует особо подчеркнуть, что правильное пение находится в прямой связи с дыханием. Поскольку дети пользуются в основном ключичным и грудным дыханием, которое не вполне подходит для пения, то на наших уроках для формирования правильного певческого дыхания проводятся специальные дыхательные упражнения, позволяющие включить в работу и мышцы живота.
Пение одна из простейших и естественных форм самовыражения, отображение «в звуке» своих эмоциональных состояний. В психотерапевтическом смысле, можно сказать, что это своеобразная форма их отреагирования.
Слушание музыки является не только начальным этапом приобщения детей к музыке, но и включается на всех этапах деятельности по воспитанию музыкальных способностей.
Сначала детям для прослушивания предлагается музыка с выраженным программным содержанием – она легче усваивается и понимается детьми. Слушание сопровождается эмоциональным рассказом учителя, привлечением их внимания к настроению произведения. Очень важно приучать детей к многократному прослушиванию музыкальных произведений.