Опубликовано в еженедельнике “Статус. Экономические известия”, № 46 (113), 23 ноября 2009.
Текст: Валентина Панина. Фото: Егор Сумкин.
15 лет назад аспиранты Института неорганической химии одними из первых в Киеве создали частную школу «Афины». В прошлом году оборот учебного заведения составил 5 млн грн
С 1994 года в частной школе «Афины» было уже пять выпусков. По словам основателей учебного заведения, это одна из самых больших частных школ Киева. Ее владельцы гордятся тем, что 100% их выпускников учатся в престижных вузах Украины и Европы и уже пробуют свои силы в бизнесе.
«Наша деятельность направлена на то, чтобы по окончании школы дети умели создать собственное дело», — говорит Алексей Греков, соучредитель и заместитель директора школы.
Открытию этого частного учебного заведения предшествовала организация курсов по подготовке детей к школе.
Оксана Балакшина и Алексей Греков открыли их в 1994 году, озаботившись проблемой развития и воспитания своей четырехлетней дочери. В детский сад отдавать девочку не хотелось, а минимальная цена курсов раннего развития составляла $20 в месяц. Такая сумма была чрезмерно большой для двух аспирантов.
Но супруги имели опыт работы с детьми: в конце 1980-х они создали театр-студию для старшеклассников, а в начале 1990-х два года работали в гимназическом классе государственной школы, где Оксана преподавала английский язык и историю искусств, а Алексей вел уроки всемирной истории и естествознания. Поэтому решение пришло сразу: надо создавать собственные курсы.
Придумали название «Академия дошкольных наук». По ночам расклеивали объявления, а днем трудились, порой, на трех-четырех работах сразу. За услуги назначили цену 15 в месяц, и вскоре по объявлениям стали звонить первые клиенты. Когда набралось 12 человек, начались занятия.
Предприниматели предложили услуги по подготовке детей к школе по языкам, математике, изобразительному искусству, гимнастике ушу, логике, шахматам. Первыми преподавателями стали сами учредители, потом к ним присоединились педагоги-профессионалы, знакомые по работе в государственной школе, а также воспитатели детского сада, в котором предприниматели арендовали помещение.
Занятия проводились в игровой форме, учителя сами разрабатывали дидактический материал, придумывали новые методики, сочиняли стишки и разыгрывали сценки.
Все заработанные деньги, за вычетом арендной платы (около 20% дохода) и оплаты труда преподавателей (почти 60% дохода), вкладывались в развитие предприятия. «Средств хронически не хватало, поэтому все, что могли, делали сами: красили, клеили, шили, занимались рекламой, компьютерной версткой и бухгалтерией», — вспоминает г-н Греков.
К концу первого года учебы стало ясно, что детям, познавшим вкус игровой подачи материала, обогнавшим по развитию сверстников, а главное привыкшим к демократическим, партнерским отношениям с учителями, в обычной школе будет неинтересно. Среди родителей, осознавших это, были и сами создатели проекта. Как результат, решили учить детей дальше, открыв свою частную школу.
Название «Афины» появилось неслучайно. Друзьям-соратникам импонировал античный идеал человека — свободного, уверенного в себе, разносторонне образованного.
Арендовали еще одно помещение в детском саду, в получасе ходьбы от первого. Сначала педагоги-предприниматели взяли в аренду две комнаты общей площадью 120 кв. м, отремонтировали их и украсили. Стартовый капитал в $800 был потрачен на ремонт, первоначальный взнос по аренде, получение разрешительных документов и приобретение необходимого хозяйственного инвентаря. На следующий год взяли еще одну группу, потом еще одну. Со временем удалось арендовать весь детский сад.
К энтузиастам присоединились еще двое учредителей: Марина Осадчая и Виктория Гамаюнова. Работали дружной командой. Художники школы под руководством Марины Осадчей разрабатывали дизайн классных комнат и расписывали стены. Виктория вела скрупулезный учет каждой заработанной и потраченной копейки. Алексей собирал компьютеры и создавал обучающие программы, а попутно сочинял пьесы и ставил спектакли для детей. Оксана ходила по инстанциям, получая разрешения и лицензии, и на практике изучала юриспруденцию (законодательной базы по частным школам нет до сих пор). «Наша сила в команде единомышленников», — утверждает Алексей Греков.
Сегодня «Афины» — это 150 учеников и 61 сотрудник, в том числе учителя-предметники, психологи, кураторы, врачи, технический персонал и охранники. Классы намеренно небольшие — до 12 человек. Никаких дотаций от государства школа не получает, существует только на средства, которые платят родители. В 2009-2010 учебном году эта сумма составляет 3100 грн в месяц с одного учащегося.
Процесс обучения состоит не только из классных уроков, а включает в себя экскурсии, предметные недели, спектакли, праздники, студии, секции, деловые игры, мастер-классы. Чтобы родители могли следить за успехами своих детей, в школе существуют виртуальные дневники и классные журналы. Любой из родителей может войти на сайт под своим паролем и проверить успеваемость ребенка.
Поскольку дети съезжаются со всего города, школа заключила договора с водителями-предпринимателями и организовала шесть маршрутов ежедневной развозки (утренней и вечерней). Эта услуга дополнительно стоит 600 грн в месяц. Существенная доля доходов (50%) идет на зарплату сотрудникам, 24% — на выплату разнообразных налогов и отчислений, 18% — на арендную плату, а оставшаяся часть поступает на хозяйственные расходы и развитие школы.
Сейчас «Афинам» нет необходимости себя рекламировать. «Если еще семь лет назад мы размещали рекламу в киевской прессе и транспорте, то теперь к нам записываются за год до начала учебы, — рассказывает Алексей Греков. — Мы используем арендуемую площадь на все 100%, поэтому разместить большее число классов не можем. Увеличивать количество учеников в классах не хотим. 10-12 человек — оптимальный вариант для продуктивной учебы».
Чтобы справиться с наплывом желающих, учредители ищут для школы новое помещение.
В «Афинах» считают, что главными препятствиями для выхода на рынок частного образования в настоящее время являются неурегулированность законодательства по частным школам, высокие издержки и длительный период окупаемости бизнеса. Поэтому, несмотря на большую заинтересованность клиентов, эта ниша не занята в Украине даже на четверть.
Постоянный адрес статьи: http://statuspress.com.ua/case/shkola-deneg.html