Виктория Сергеева,
журнал “Кампус” № 6, 2009
Когда у человека есть деньги, он стремится к лучшему. Когда у человека нет денег, он стремится их заработать. Чтобы деньги заработать, нужна мощная база знаний, умений и навыков. А чтобы эту базу обрести, нужно правильно выбрать заведение, которое обучит человека всему необходимому.
За свою жизнь человек проходит несколько учебных заведений, и школа является наиболее важным из всех. Именно в школе человек формирует для себя ту платформу знаний, от которой будет отталкиваться в будущем. Поэтому выбор среднеобразовательного учреждения – момент весьма серьезный.
К счастью, нынче в Украине нет проблем с количеством учебных заведений, соответственно, при поиске достойного главное внимание сосредотачивается на качестве образования. И основными конкурентами здесь выступают не школы из разных городов или районов, а школы разной формы владения – это государственные и частные образовательные учреждения. И все чаще предпочтение отдается второму варианту.
Если раньше в приватных школах, лицеях учились исключительно дети богатых людей – бизнесменов, политиков, то сегодня средний класс также стремится дать образование своему чаду в одной из частных школ.
Ведь хорошее (в полноценном смысле этого слова) приватное учебное заведение обещает дать молодому человеку не только знание традиционной общеобразовательной программы, как это происходит в обычных школах, но и ряд дополнительных, необходимых в жизни, навыков и умений.
Существует несколько видов образовательных заведений начального, основного и полного среднего образования. Это школы, лицеи, гимназии и колледжи. Существенного различия между ними нет, все эти учреждения используют в преподавании стандартную образовательную программу плюс определенный специфический уклон. Например, считается, что лицей направлен на углубленное изучение технических и естественных наук, а у гимназии в большей степени гуманитарный профиль. Колледж же часто занимает положение между средними и высшими учебными заведениями.
Но все дело в том, что преподавание в частных образовательных учреждениях существенно отличается от государственных – в каждой школе оно индивидуально. Соответственно, все вышеперечисленные признаки могут кардинально меняться.
Образовательный процесс в частных учебных заведениях проходит не так, как в обычных. Директора «новых» школ отмечают, что стандартный подход к учебе уже давно не эффективен, поэтому они разрабатывают и применяют новые методики, при которых ученикам будет интересно заниматься, учебный процесс чем-то мотивирован, а не просто «так надо».
Практически все руководители приватных учреждений уверяют, что обучают и воспитывают ребенка так, как бы это делали его родители. То есть, к каждому ученику – индивидуальный подход.
Своим стратегическим заданием частные школы называют воспитание национальной бизнес-интеллигенции. Таким образом, кроме стандартных общеобразовательных предметов в приватных учебных заведениях часто преподают логику, шахматы, творчество, несколько иностранных языков и многое другое. Но главное – это нестандартный подход: в одной школе урок проходит в виде игры, в другой – как тренинг, и так далее.
Огромное внимание в частных образовательных учреждениях уделяется творческому и физическому развитию ребенка. В таких школах организована мощная образовательная технология, которая включает в себя различные практикумы, мастерские, курсы. Отличная материально-техническая база приватных лицеев и гимназий позволяет ученику заниматься практически всем, чего только душа его пожелает: от игры на саксофоне до изучения деталей автомобиля.
Стоимость обучения в приватных школах, лицеях, гимназиях колеблется от $300 до 1500 в месяц. В оплату, как правило, входит ежедневная транспортная развозка (в 8.00 – из дома, в 18.00 – домой), обучение, 3-х или 5-разовое питание, разнообразные культурные и развлекательные программы, кружки, секции и т. п.
<…>
[Корреспондент] – Чем школа «Афины» отличается от обычных государственных?
[Алексей Греков] – Многим! Откровенно говоря, их даже сравнивать неприлично. У нас работают учителя, которые педагоги больше по призванию, а не по образованию. Дух нашей школы не похож ни на одну иную. Несмотря на то, что мы выполняем обязательную программу образования, наша учебная программа гораздо шире, чем государственная.
– Есть ли у вас какие-то специальные программы обучения?
– У нас есть разработанные нами вместе с родителями некоторых наших учащихся развивающие деловые игры. Они проходят в общении – не как обязательная программа, а скорее как форма существования детей в школе. У нас просто совершенно другой подход к обучению. Я бы назвал это тренингом, расширенным репетиторством… Мы стараемся учить детей так, как бы их учили и воспитывали собственные родители.
– А можете отчислить ребенка за неуспеваемость?
– Нет. Объясню почему. Неуспеваемость возникает либо в случае неквалифицированного преподавателя, либо в связи с какими-то несформированными качествами у ребенка. Например, мотивация учебы. Когда родители приводят к нам ребенка, и мы видим, что потенциал у него есть, что мы можем постараться его поднять до определенного уровня, – то прилагаем все усилия, чтобы это сделать. За этим процессом следим как мы, так и родители. И если родители через какое-то время видят, что сдвигов нет, то, естественно, какой смысл им платить деньги, если нет результата?..
Но я вам скажу, что если к нам уже в старшие классы приходит ученик из обычной городской школы, то ему понадобится от года до полутора лет, чтобы он достиг уровня знаний ровесников в нашей школе. Дети, которые учатся у нас с первого класса, уже совсем по-другому мыслят, они уже не оценивают свои успехи отметками: потому что оценки у нас – не есть мотивация (мотивация и подкрепление в школе «Афины» находятся, так сказать, в других местах). И пройдя обучение в нашей школе, они настолько привыкают выкладываться, что многие уже на первом курсе университетов работают, а на втором курсе – работают все.
– То есть, вы обеспечиваете такую базу знаний, которой достаточно для специализированной работы?
– В принципе, да. Но дело в том, что работа – это не только знания. Вот если, допустим, считается, что образование – это обучение плюс воспитание, то у нас есть еще третий компонент, который не является обязательным государственным компонентом, – это творчество. И вот этот компонент, с которым дети работают с самого раннего возраста, и который мы направляем на развитие их творческого потенциала, на то, чтобы не подавить, а дать ему возможность превратить свои способности в какие-то реальные дела – именно на этом мы строим все наше преподавание.
То есть, дети обучаются на практике. У них нет такого перехода: была школа, а стала практика. У них была практика, которая с окончанием школы «Афины» просто перешла в другую плоскость. Одним словом – у нас совершенно другой подход, у нас царит особая атмосфера, о которой рассказать словами просто невозможно – это нужно прочувствовать.
– Ok. Как проходит обычный день старшеклассника в школе «Афины»?
– Дети у нас находятся полный день, по утрам восемь развозок собирают их со всего Киева, а вечером, около 18.00, отвозят домой. Есть масса различных тренингов, спецкурсов, других увлекательных занятий.
– Какие предметы являются профилирующими?
– Нашу школу мы называем мультипрофильной, потому что каждый предмет мы согласовываем с родителями и ребенком – исходя из его способностей и желаний. То есть, мы развиваем в ребенке ту область знаний, в которой он будет успешен.
– Есть ли филиалы вашей школы в других городах?
– Пока нет. Но мы поставили себе задачу через два года открыть филиал и надеемся, что у нас это получится.
Полностью статью можно прочитать на сайте журнала “Кампус”.