Проектная деятельность в 5-6 классах – это не просто «необычное» времяпрепровождение, а полноценный курс, который мы назвали «Science & Reality». Основная его цель – научить детей самостоятельно исследовать окружающий мир.
Ребята учатся определять «важное» и «второстепенное», преобразовывать свои знания в конкретные «продукты», а также, что немаловажно, они учатся договариваться, работать в команде и без страха презентовать свои достижения перед публикой.
В этом году в данный курс мы включили географию, историю и природоведение, заняв время «обычных» уроков. При этом дети изучают эти предметы не меньше, чем в остальных школах, в некоторых случаях погружаются намного больше, таким образом, не просто изучая предмет, а накапливая еще и энциклопедические знания, что очень необходимо в наше время.
«Science» – это деятельность, которая помогает ответить на множество «Что?», «Как?» и «Почему?». Дети получают азы наук, изучают процессы и явления, погружаются в мир исследовательской деятельности, «примеряют» профессию «ученых».
«Reality» – деятельность, которая ориентирована на общественную жизнь, внедрение научных знаний в повседневность, разбавление серой рутины.
К примеру, на занятиях курса «Science» дети изучают витамин C. При этом они узнают о:
А уже во время «Reality» дети создают свои буклеты, готовят специальные информационные представления для всех сотрудников школы и не только, ездят на экскурсии и выставки, одним словом, пытаются связать «науку» и «реальную жизнь».
Ориентируясь на то, что главной целью курса должны быть именно знания и способность применять их на практике, а не «просидеть» от звонка до звонка, были подобраны специальные образовательные методы работы, приближенные к тренинговым. То есть ребята работают в командах на результат, расширяя свою зону комфорта. Все дети с легкостью применяют свои таланты: кто-то хорошо рисует, кто-то – хороший ведущий, некоторые хорошо работают с компьютерными программами и делают отличные презентации, а есть и такие, которые могут сами организовать эффективную работу в команде, что немаловажно.
Итак, проектная деятельность, курс «Science & Reality» включает в себя практическое «исследование» объектов наук истории, географии и природоведения, а также обязательный теоретический базис на каждом конкретном этапе. «Продуктами» практической деятельности есть коллажи, тематические плакаты, разработанные маршруты путешественников, дневники исследователей, компьютерные презентации, а также исторические театральные инсценизации и разработка сценариев конкретных событий. А эффективность работы с теоретическим базисом проверяется на брейн-рингах и других интеллектуальных соревнованиях. В таком случае каждый ребенок отвечает не только конкретно за свой результат, но и за успех команды в целом, что помогает развивать ответственность за свою работу.
За все виды работ дети получают «виртусы». «Виртусы» – накопительные баллы, за которые ученики могут приобретать разные школьные блага.
По окончанию курса дети получат оценки по всем 3 предметам, которые будут включать уровень знаний, самостоятельность, творчество и активность на занятиях.
Структура курса в І семестре
І Этап: «Современная карта мира. Образование материков. Теория дрейфа материков»
Продукты: коллаж «Дрейф материков», представление своей теории образования современной карты мира.
Теоретический базис: «Пангея. Родиния. Теория Вегенера»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВИКТОРИНА
II Этап: «Идентификация материка и частей света»
Продукты: Топ-20 интересных фактов, презентация или видео «Визитная карточка материка ….», мини-карта А4 кабинетов школы в соответствии с изучаемым материком.
Теоретический базис: «Самые важные факты про материки и части света при первом знакомстве»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. БРЕЙН-РИНГ
III Этап: «Эпоха Великих географических открытий»
Продукты: дневники путешественников, историческая инсценизация, компьютерная презентация, другие виды визуализации информации.
Теоретический базис: «Эпоха Великих географических открытий: Магеллан, Колумб, Кук и др.»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. БРЕЙН-РИНГ
IV Этап: « Исследование мира вокруг нас: накопление и систематизации знаний об окружающей среде»
Этот этап у нас проходит в режиме мини-интенсивов по ключевым предметам и ознакомление с основными правилами поведения в обществе, среде обитания человека.
У каждого ребенка должен быть «Дневник путешественника» и «Карта образовательного путешествия».
«Дневник путешественника» – тетрадка или же любимый блокнот, в котором ведутся интересные записи, заметки в процессе изучения предмета.
«Карта образовательного путешествия» – лист формата А4, на котором ученик и учитель рисуют вместе объекты на карте, так называемые «пункты». После прохождения интенсива каждый ученик должен раскрасить «пункт» определенным цветом, в соответствии с уровнем владения темой.
Цвета:
Зеленый – тема очень понравилась, все усвоил, начал самостоятельно искать дополнительную информацию и получать энциклопедические знания.
Оранжевый – все отлично, основные понятия усвоил.
Желтый – тему прошел, запомнил отдельные факты.
Голубой – прослушал, но хотелось бы еще раз пройти эту тему.
Красный – усвоил минимум.
В конце этого этапа ребята сдают зачет. На зачет дети приходят ОБЯЗАТЕЛЬНО с заполненным «Дневником путешественника» и «Картой образовательного путешествия».
Как видите, жизнь проходит у нас весело и интересно! А главное – сейчас учатся и дети, и преподаватели, потому что мир вокруг нас настолько еще не исследован, что каждую секунду познаешь все новое и новое!