Дети этого возраста крайне эмоциональны, но постепенно они овладевают умениями руководить своими эмоциональными состояниями, становятся более сдержанными, уравновешенными.
Основным источником энергии является учебная и игровая деятельность (успехи и неудачи в обучении, отношения в коллективе, прочтение литературы, просмотр телепередач, фильмов, участие в играх и т. д.)
Эмоциональную сферу детей младших классов составляют:
– переживания нового,
– удивления,
– сомнения,
– радости познания, которые в свою очередь являются основой развития любознательности и формирования познавательных интересов.
Постепенно развивается осознание своих чувств и чувств других людей. Для школьников этого возраста в целом характерно жизнерадостное, бодрое настроение. Причиной аффективных состояний, которые встречаются, есть прежде всего:
расхождение между требованиями и возможностями их удовлетворения;
стремление к более высокой оценки своих личностных качеств и реальными взаимоотношениями с людьми.
Как следствие, ребёнок может проявлять грубость, вспыльчивость, бунтарство и другие формы эмоциональной неуравновешенности.
Младшие школьники эмоционально ранимые. У них развиваются чувство самолюбия, внешним выражением которого есть гневное реагирование на любые оскорбления их личности и позитивное переживание признания их качеств.
Развиваются чувства симпатии, которые играют важную роль в формировании малых групп в классе и стихийных компаниях. Жизнь в группе выступает как фактор формирования у детей моральных чувств: чувства дружбы, товарищества, гуманности, долга.
Школьное обучение способствует развитию:
*волевых качеств младших школьников, требуя от них осознания и выполнения обязательных заданий,
*подчинение им своей активности,
*произвольного регулирования поведения,
*умение активно руководить вниманием, слушать, думать, запоминать,
* согласовывать собственные потребности с требованиями учителя.
Постепенное ограничение ребёнка в импульсивном проявлении открывает возможности его развития в контроле волевого поведения, что способствует произвольному регулированию собственных психических процессов.
В этом возрасте также возрастает требовательность к себе и окружающим, расширяется сфера осознания обязанностей, понимание необходимости их выполнения.
Воля в этом возрасте характеризуется нестойкостью во времени. Младшие школьники легко поддаются внушению. В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость и т. п.
Для гармоничного развития ребёнка стоит учитывать возрастные особенности и с пониманием относиться к проявлению тех или иных шаблонов поведения свойственных данному периоду.