Известно, что в познавательном процессе различают восприятие информации, осмысление и переработку в сознании до умения применять знания на практике. И через этот процесс надо провести каждого! Непременно каждого!
Всегда после объяснения учителя идет закрепление: коллективное решение однотипных задач. Заставить внимательно слушать и вдумчиво решать сложно: зачем напрягаться, если можно списать с доски? А если прослушал, тебе всегда охотно объяснят. Так учеба превращается в трудный процесс для всех.
У нас тоже учитель объясняет, привлекая к обсуждению детей. Центр обсуждения – доска! Все активны, внимание устойчиво. И не только потому, что ребята обязаны оценкой в своей тетради зафиксировать уровень понимания услышанного, но и потому, что дальше идет взаимообучение и взаимоконтроль в парах.
Теперь дети по очереди (один объясняет, другой слушает и оценивает, затем наоборот) решают приготовленные учителем задания своему соседу по парте. Все хотят получить высокий балл, поэтому прилагают самые активные усилия для объяснения и максимально втягиваются в осмысленную работу.
Наконец, задания выполнены, ответы проверены, неточности исправлены, оценки выставлены. Теперь видны сильные и слабые стороны в знаниях учеников. А освободившееся время используется для индивидуальных творческих заданий. А это делает обучение более интенсивным и интересным.