С поступлением в школу очень большая нагрузка ложится на детские руки – в процессе обучения дети должны выполнять много письменных заданий. Развивать руку можно и нужно заранее.
Плохой почерк чаще всего – результат слабого развития мелкой (тонкой) моторики руки. Дети со слаборазвитой мелкой моторикой во время письма и рисования очень сильно давят на ручку или карандаш, могут даже прорвать листок в нескольких местах или ломают грифель карандаша, в тетрадях много исправлений. Чаще всего эти дети не любят рисовать, а любые письменные задания вызывают у них отчаяние и протест.
Похожая ситуация и у очень активных малышей, которым сложно усидеть на месте. Буквы, написанные ими, скачут по строке, получаются разных размеров, постоянно заезжают на поля.
Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка по нескольку раз переписывать задание, ругать и наказывать за неровные буквы, насмехаться над его рисунками (пусть менее умелыми, чем у сверстников), доводя тем самым ситуацию до кризиса: у ребёнка могут пропасть вера в свои силы и желание учиться.
Для развития руки и профилактики всевозможных проблем с почерком рекомендуются игры с мелкими деталями: нанизывание бусинок, складывание мозаики, собирание крупинок разной величины (от фасоли до гречки) в стаканчики, вырезание мелких деталей из бумаги и т.д.
Для поддержания тонуса руки полезны лепка из пластилина и глины, пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.
Хорошо подойдут для подготовки руки к обучению письму такие задания, как рисование по точкам, штриховки, обведение по пунктирным линиям рисунков, раскрашивание картинок (с обязательным условием – не вылезать за контур), срисовывание узоров.
Все задания должны предлагаться ребёнку, как занимательная игра. Хвалите ребёнка просто за старание, обращайте его внимание на то, какие успехи (пусть еле заметные) он делает.