Представляем Вашему вниманию беседу редактора
“Утренней газеты для директора” Сергея Ветрова,
большого друга нашей школы, великого собирателя педагогических талантов,
с директором Школы “Афины” Оксаной Балакшиной
— Школа «Афины» считается одной из лучших школ. Чем она так привлекательна? Есть ощущение, что вы лидеры?
— Есть.
— Это приятное ощущение?
— Конечно.
— В чем особенность вашей школы, что в ней главное?
— То, что я озвучиваю всегда, беседуя с родителями, принимая людей на работу, на педсоветах: главное — это получить на выходе творческую, незакомплексованную личность, которая не боится решать любые проблемы, какими бы неожиданными они ни были.
— Оксана, если б я брал интервью у директора госшколы, он бы сказал то же самое: главное для нас получить на выходе творческую личность и т. д. Это цель, а где тот механизм, который позволяет достичь этой цели? Почему у вас это на самом деле получается?
— Наверное, потому, что мы считаем учеников сотрудниками нашей школы. Мы вместе с ними все время что-то со-творяем. Со-творяем спектакли, играем вместе с ними, проводим наши экономические игры, все делаем вместе. Мы с учениками не по разные стороны: тут взрослые, а тут дети. Мы вместе, по одну сторону баррикады. У нас очень демократические отношения. С первого класса мы ценим в ребенке его право на свой путь. Цель — выполнение государственного стандарта — должна быть достигнута, но путь к этому у каждого ребенка свой, особенный. Мы отталкиваемся от ребенка, приоритетом является он, а не программа.
— Понимаешь ли ты, что сейчас говоришь крамолу? Получается, что вы работаете для ребенка, что вы делаете то, что государство только декларирует? В массовой школе до детей часто руки не доходят, потому что руки эти заняты написанием бесконечных планов и отчетов. Может, оттого государство вас «не любит», более того — осложняет жизнь финансовым прессингом? Или оттого, что вы выращиваете свободную элиту?
— Ну, во-первых, мы не выращиваем элиту. Мы формируем средний класс, класс предпринимателей, людей, которые всегда что-то делают. А почему нет любви… ну, я не знаю…
— А может, она и не нужна?
— Может, и не нужна. Частные школы имеют право на существование, вот пусть и существуют. А государство? Пусть только не мешает. Чем больше хороших и разных школ, тем лучше в целом для страны.
— Один из вариантов решения проблем в частном образовании — это возврат к частичному финансированию государством частных школ. Вам это нужно?
— Не нужно. Школа может зарабатывать деньги не только за счет родительской оплаты за обучение, но и другими способами: организовывая различные курсы, оказывая разнообразные образовательные услуги, разрабатывая и реализуя авторские программы и учебно-методические комплекты.
— Хорошо, пусть школа зарабатывает, но почему не облегчить участь родителей, взяв от государства то, что положено частной школе. Какой минус здесь? Плюс понятен, вам дают деньги, как и всем, это справедливо.
— Мы лучше, чем государственные чиновники, знаем, на что в данный момент нам надо потратить заработанные деньги: на модернизацию компьютерного класса, на покупку новых, интересных фильмов для старших или игрушек для младших детей. Государство же выделяет деньги для целевого использования и требуют очень жесткой отчетности. Регламентированное использование выделяемых денег, заполнение дикого количества никому ненужных бумаг уменьшают гибкость планирования работы школы. А вот что действительно нужно для повышения эффективности и развития образования в стране, и государственного, и частного, — это изменить налоговое законодательство, принять решение, позволяющее предприятиям оказывать спонсорскую помощь тем школам, которые они хотят поддержать. Если вы работаете качественно, открыто, показываете хорошие результаты, всегда найдутся люди и организации, желающие вам помочь.
— Как складываются отношения твоей школы с родителями?
— В целом, хорошо. Школа «Афины» была создана родителями для своих детей. И потому мы стараемся видеть в родителях наших учеников друзей и партнеров. Многие из них участвуют в школьной жизни. Тут проблемы нет. Проблема в другом: несмотря на то, что мы не делаем себе рекламы, уже сейчас, в начале зимы, у меня желающих на три первых класса. Мы не можем принять столько детей — не хватает помещений.
— При всех радостях и достижениях — трудно? Есть ощущение тяжелого труда?
— Нет, хотя работы действительно много. Недавно мы составили список наших глобальных проектов, и получилось 40 пунктов. Трудность, повторюсь, в том, что нам тесно. Мы могли бы обучать практически вдвое большее количество детей. Трудно отказывать родителям.
— А ушла бы в государственную школу?
— Н-е-е-е-т! Ни за что!
— Могу согласиться, потому что в свое время тоже ушел из государственной системы в частное образование и понял, что назад никогда не вернусь. Для меня, как и для тебя, наверное, определяющим является ощущение свободы.
— Да, чувство хозяина своей жизни. В своей стране. На последней встрече с родителями одна мама сказала, что она хотела бы, чтобы сын продолжил образование в Америке, а он ответил, что не собирается уезжать из страны. В этом году будет уже шестой выпуск в нашей школе, и я вижу, какие они настоящие патриоты. Этим ребятам нужно доверять, потому что они готовы брать на себя ответственность. Они видят другие горизонты. Они берут и делают.
Опубликовано в сокращенном варианте. Полный текст статьи смотрите здесь.