Екатерина Иванова,
журнал “Корреспондент”
№ 51 от 29 декабря 2012 года.
Лучшим будущим для своих детей украинцы считают бизнес и теперь учат делать деньги даже дошкольников. Как заработать первый миллион, детвора узнает на разного рода курсах и в общеобразовательных частных школах. [Выдержки из статьи]
По данным исследования, проведенного компанией IVOX специально для Корреспондента, большинство опрошенных украинцев – более 30% – хотят в будущем видеть своих детей бизнесменами. Для сравнения: популярную в советские годы профессию инженера желали бы своим отпрыскам 16% опрошенных, учителя – 5,4%, а рабочего – 1,4%. А по результатам опроса Института Горшенина, главными жизненными ценностями большинство соотечественников считают здоровье (78,7%) и опять же материальную обеспеченность (72,4%).
“Нынешнее чрезмерное внимание к деньгам – следствие чрезмерного идеологического невнимания в [советском] прошлом”, – полагает Алексей Греков, директор частной общеобразовательной школы Афины.
Вопросом, как заработать деньги, 16-летняя Виктория Золотаревич впервые озаботилась, когда ей было 12. Причем тогда ее интересовал не столько размер заработка, сколько сам процесс, вспоминает украинка.
Этим Золотаревич подтолкнула родителей к созданию бизнес-школы для детей Детки-Монетки, которая началась с информационного портала о возможностях подработки для школьников и переросла в мастер-классы по обращению с деньгами, проводимые на базе школы Афины.
У каждого слушателя Деток-Монеток есть свое маленькое дело. Например, Золотаревич рисует на продажу забавные принты для футболок, а также готовит дома бутерброды и продает их в школе. “Я осчастливливаю голодных”, – шутит школьница.
Причем действует Золотаревич по всем правилам честного бизнеса – платит небольшой налог в фонд Афин.
Так дети постигают науку правильно распоряжаться деньгами, считает Сергей Биденко, один из основателей школы Детки-Монетки. Здесь маленьких украинцев учат не только тому, как сделать первые шаги в бизнесе, но и как рассчитать семейный бюджет. Биденко замечает, что дети бывают сильно удивлены тем, как много денег уходит на питание и одежду.
Чем раньше начать знакомить ребенка с финансами, тем лучше, уверены специалисты. Даже пятилетки легко схватывают азы экономики, а десятилетние школьники отлично усваивают информацию о налогах.
Главная задача преподавателей – заставить детей задуматься о том, чем бы они хотели заняться в жизни.
В западной культуре обучение детей премудростям ведения своего дела – давно сложившаяся традиция. Да и бизнес-предметы там преподают не только в частных и специализированных школах, но даже в государственных общеобразовательных заведениях. Кроме того, почти каждая бизнес-школа для взрослых имеет и детские программы. Особой популярностью пользуются загородные бизнес-лагеря, в которых обучение совмещено с отдыхом.
Во многих американских и западноевропейских семьях дух предпринимательства поддерживается сызмальства.
“На всех городских мероприятиях можно увидеть ребятню с тележками – продают охлажденную колу в баночках, яблоки в карамели, лотерейные билеты”, – рассказывает Ева Миронoва, жительница города Анкориджа на Аляске, эмигрировавшая туда 20 лет назад из России.
По словам Мироновой, некоторые банки на Аляске предлагают детворе открывать счета, и за каждые вложенные в банк $ 3 награждают небольшим призом.
В украинской традиции, берущей начало в СССР, напротив, культивировалось ханжеское презрение к деньгам, считает Греков. Это вылилось в другую крайность с развитием культуры потребления и свободного рынка в стране.
По наблюдениям Биденко, у большинства современных детей нет понимания ценности денег, и своими многообразными “хочу” они создают непосильную нагрузку на семейный бюджет. Все чаще дети просят родителей делать им дорогие подарки. По данным IVOX, в числе самых желанных презентов на Новый год для украинских детей – поездка за границу и машина. Причем желания не зависят от того, сколько зарабатывают родители.
Если и делать своим отпрыскам дорогие подарки, то при этом необходимо говорить с ними на тему денег, их расходования, а также дать детям возможность заработать, учат психологи. Это повышает ответственность, придает чувство собственной значимости, объясняет Александр Поповский, детский и семейный психолог.
С другой стороны, важно не создавать культ наживы, иначе вырастет “робот-бизнесмен”, а не человек, предостерегает специалист.
“Многие родители говорят, что мы лишаем детей детства, хотя на самом деле они сами лишают своих детей будущего”, – считает Биденко. С ним в унисон эксперты прочат раннему бизнес-образованию в Украине бурное развитие.
“Потому что все больше людей понимают: нет другого пути, как достигать блага для себя самого не с помощью подачек от государства, а с помощью талантов”, – заключает Азарoва.
Полный текст статьи здесь.