Приучать ребёнка к самостоятельности надо постепенно, и начинать это лучше с раннего возраста. Степень самостоятельности ребёнка в первом классе зависит и от его личностных особенностей, и от стиля воспитания.
Некоторым детям достаточно, чтобы взрослые контролировали только результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то достаточно одного напоминания, над другим необходимо «нависать» всё время. Если ребёнок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что с поступлением в школу всё изменится. В школе его должны будут подгонять учителя, а дома родителям придётся ещё и контролировать выполнение домашних заданий. В противном случае ребёнок будет «считать ворон» на уроках, мешая товарищам и ничего не усваивая, и приходить в школу с невыученными уроками, потому что не записал задание, постоянно забывать дома линейки, тетради, учебники, терять сменную обувь и физкультурную форму. Естественно, всё это не лучшим образом скажется на его успеваемости и отношениях с учителем и сверстниками.
Не стоит думать, «что поезд ушёл», если ребёнку уже 7 лет, а он ничего не умеет. Для начала «подключите» ребёнка к помощи по хозяйству. Пусть у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует укладу жизни).
Естественно, ребёнок должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться. Предъявляемые к ребёнку требования должны быть адекватны его возрасту и последовательны. Если ребёнок забывает что-то сделать, вместо занудных напоминаний повесьте на видном месте плакат. Это может быть либо написанный текст (для умеющего читать ребёнка), либо придуманный вместе с ребёнком специальный знак. Например: «Ты убрал игрушки?» (на дверях кухни) и «Покорми нас!» (на аквариуме), либо перечёркнутые разбросанные игрушки и плачущие рыбки, «мечтающие о еде».
Не стоит делать за ребёнка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если ребёнок плохо себя чувствует). Иначе ребёнок привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний вы всё равно сделаете это дело за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.
Как можно чаще привлекайте ребёнка к обсуждению совместных планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам. Учите ребёнка принимать самостоятельные решения. Цените его помощь (пусть незначительную), отметьте похвалой даже одно его желание помочь.