Этот вопрос задают как дети, так и взрослые. И, наверное, первый этап «начала» это чисто психологический аспект.
Поверить в себя! Не бояться выглядеть смешным, не стесняться своих первых шагов (особенно, когда тебе уже 10, 20, 40 и больше лет). Вы умеете рисовать, вы просто еще об этом не знаете!
Малышам проще, они не задают себе подобных вопросов. Если в руках что-то рисующее, царапающее или ставящее кляксы – это надо применить, а потом посмотреть, что из этого получилось, и убедить всех, что эти загадочные каракули – несущийся автомобиль или портрет мамы. Между прочим, очень хороший подход, для начала…
Но мы попробуем пойти другим путем.
Появилось незнакомое слово – “жанр”? Давайте договоримся, жанр – это то, о чем картина, ее сюжет. Пока мы будем говорить о трех жанрах.
А пока попробуем «сельский». Сельский пейзаж – это только название. Это может быть луг, лес, опушка, деревья, поля и совсем не обязательно изображение домиков и заборчиков. Рисовать лучше всего с натуры. На начальном этапе вы воспользуемся книгой, где есть изображения пейзажей и даже показаны этапы работы.
С линии горизонта. Вверху – небо, внизу – земля. Там, на линии горизонта, вдалеке, рощица, или лес. Далеко, плохо видно. Только общий контур. Дорога (или речка) бежит прямо к нам. Вдали она узенькая, сливается в одну точку, а приближаясь к нам, расширяется. Это закон перспективы. Его всегда в рисунке надо соблюдать.
Рассмотрели? А теперь легко карандашом сделали набросок.
Ну что, приступаем к «раскрашиванию»? Или, как скажут художники – профессионалы: «В какой технике мы выполним этот рисунок?»
Техника – это то, чем мы рисуем. Краски: акварельные, гуашевые, масляные, акриловые, темпера; пастель, сангина, соус, акварельные карандаши…
Начнем с гуашевых красок. Почему? Ну, во-первых, они простят нам огрехи и позволят исправить оплошности. Гуашевые краски имеют меловую основу и перекрывают один слой другим. Тогда как акварельные – прозрачные, испортил – уже не исправишь.
На палитре составили нужные цвета. Рисуем в реалистической манере (так, как мы видим в жизни), гуашевые краски высветляются (то есть, цвет составляется на основе белил).
Не пользуйтесь черным цветом! Его можно использовать только при составлении оттенков, а лучше на некоторое время о нем забыть. Берите темно-коричневый, темно-синий. Есть еще несколько секретов мастерства, которые не мешает знать, приступая к выполнению картины в какой бы то ни было технике. (Смотри статью «Секреты мастерства. Гуашевые краски»).
«Раскрашиваем» картину всегда сверху вниз, от светлого к темному. Начинаем с неба. Есть два способа. Первый: составляете на палитре нужные цвета и покрываете в нужных местах, нужным, подобранным цветом. Второй: покрываете все небо тонким слоем белил, вкладываете легкие мазки нужного пигмента (нужного цвета краски) и растушевываете в нужном направлении.
Прорисовываете дальний план. Основные детали первого и среднего плана. Работаете над деталями, оттенками по всей картине.
На этом этапе всегда работаете более светлым тоном, чем хотите получить в готовом пейзаже. Самые яркие, темные мазки делаются на последнем этапе работы.
На последнем этапе вы «накладываете» на рисунок графическую прорисовку подробностей первого (ближнего плана). Веточки, кустики.
А теперь работу оформить под стекло, в раму, в паспарту, – и любуйтесь!
Вот видите, Вы умеете рисовать! Самое время выходить на пленэр (брать мольберт, краски) и рисовать понравившийся пейзаж с натуры!