Людмила Смольская,
Газета “Зеркало недели”, № 35 (763) 19 — 25 сентября 2009
Все меньше заметно людей, играющих на пляже в интеллектуальные игры, все меньше детей и молодежи, увлекающихся шашками и шахматами.
К сожалению, эти игры активно вытесняются разного рода ширпотребом, которым наводнен современный рынок. Это и пассивная тележвачка, и примитивные стрелялки. Развлекательная экранная индустрия постепенно заменяет потребности в творчестве, в самостоятельной, направленной на цель активности, в выработке четкой стратегии и тактики. Зачем все это? Ведь гораздо проще нажать на виртуальную кнопку и уничтожить врага одним движением. И вот ты уже герой. Наступила разрядка. В фильмах действует аналогичный эффект: сценарная завязка – напряженное волнение и сопереживание героям – решение героями проблем на экране (в острой борьбе!) – разрядка у зрителя. Как говорят психологи – гештальт закрыт. Неужели это тупик? Неужели на древе интеллектуального развития появляется засыхающая ветвь?
Не все так плохо. Да, поколение нынешних родителей не знало такого информационного разносола. Предложение сформировало спрос, перекрыло и общение, и совместный качественный досуг. Да и сами родители нынешних ребят – то в бизнесе, то «отрываются». А когда выпадает возможность побыть в обществе своего чада, уже толком и не могут сориентироваться, чем же с ним заняться, как строить контакт. Дети-то куда больше и лучше понимают во всем «кнопочном» пространстве. Чем их теперь удивишь да привлечешь? Уж точно не деревянными игрушками… Хотя, стоп! Как же? Есть еще игра, да и не одна! Нет сомнения, что игровое пространство дети готовы заполнять снова и снова. Такова уж их природа. Да мы все, хоть и забываем об этом, по большому счету дети: любим сюрпризы, любим весело проводить время, побеждать, начинать игру сначала. Конечно, это в широком смысле, но конкретизировать для себя игровую потребность в виде определенных форм общения с детьми – каждому взрослому было бы полезно.
Тренажеры успеха? Итак, речь пойдет о шашках и шахматах. «Ну что в них неизвестного?» – возразит читатель. А то, что эти игры имеют свою философию. К тому же они моделируют определенную реальность и способы поведения в ней. Сейчас так популярны психологические тренинги. Вот шашки и шахматы – отличные тренажеры не только для гибкости ума. Регулярные занятия ими – это психологическая школа успеха. Благодаря им активизируется и совершенствуется вся интеллектуально-волевая сфера. Тут и внимание (надо следить за ходами партнера, за изменениями комбинации фигур на доске), и воображение (представление, как изменится ситуация после хода), и мышление (поиск оптимальных вариантов), и выдержка, и регулярное движение к цели.
Шахматы – более традиционны и считаются элитной игрой. Но что касается их распространенности, то они не так уж универсальны. Есть у этой игры специфика, которая делает ее для детей дошкольного и младшего школьного возраста малодоступной. Партия часто затягивается надолго, партнер думает над ходом, учитывая разные возможности фигур и сложность последствий хода, а это требует терпения. Концентрация внимания ребенка рассеивается. Пока он думает над тем, как ходит определенная фигура, ускользает позиция на противоположной части доски, вообще забывается цель. Малыши не воспринимают партию как целостное явление. Для них фигуры – отдельные персонажи временных столкновений на доске. И терять «дорогих» персонажей жаль, отсюда – напряжение, мотивация не на достижение, а на избегание потерь.
На самом деле шахматы моделируют войну или конкуренцию за власть двух иерархических социальных образований с детерминированностью титулов, чинов, должностей. Игрок должен мыслить как корпоративный или даже государственный стратег. Такие мотивы, по исследованиям социальной психологии, есть только у лидеров, а их соотношение с обычными членами социума – приблизительно 1 к 20.
Выходит, что шахматы – игра для лидеров? Именно так! Кстати, сильные лидеры, а это энергетическая, а не моральная характеристика, – не боятся проигрыша. Но их амбиции требуют побед. Либо человек совершенствуется, либо оставляет игру.
Почему бы не использовать шахматы как технологический инструмент для отбора, формирования и закалки лидеров? Ведь успешным становится тот, кто накапливает победы. Но чтобы побеждать, надо учиться, тренируясь. Лидерство лишь у некоторых ярко проявляется как врожденное качество. Лидерству, как и успеху, можно обучить. Для этого разрабатываются образовательные технологии. Так, в школе «Афины» с целью развития предпринимательских навыков и формирования лидерских качеств используют не только шахматы. Вся учебная и любая другая деятельность, организованная школой, происходит в формате мега-игры. Тут – соревнование с собой вчерашним, с партнером, командное соревнование происходит в контексте интереснейших заданий, возможности проявить творческий подход. Все эти игровые формы имеют свои названия, отражаются на экранах. Есть игры для каждого отдельного класса, есть всеобщие игры. Есть временные, а есть постоянные. Вся информация для родителей и любого желающего – на сайте школы. Но примечательно то, что шахматы здесь – дело серьезное. Им выделяются специальные уроки, обязательные для всех.
А что же шашки? Чем хороши они? У большинства населения сложился стереотип, что шашки – простая игра. Действительно, простота, легкость и доступность правил привлекает детей в первую очередь. Но, как все гениальное – просто, так и шашки таят в себе колоссальный развивающий потенциал. Они полностью соответствуют психологическим особенностям детского возраста. Детям важно, чтобы игра была динамичной, без глубоких раздумий партнера над каждым ходом. Им нравится, что все фишки между собой равны (справедливо!). Фишек достаточно много, поэтому потери не так напрягают, как в шахматах. Партии можно разыгрывать быстро и по нескольку раз. Дети воспринимают реальность сегментарно, что как раз присуще шашкам. Каждый сегмент должен иметь свое завершение (игру легко закончить), которое у ребенка сопровождается разрядкой. Если шахматы – модель соревнования двух иерархий, которое может длиться достаточно долго и «зависнуть», то шашки – модель бытия в его вариативности и бесконечности (завершение одного сегмента предполагает начало другого). А простота правил не только не исключает сложности стратегий (бытийных образований), – она есть их условие.
Так что шашки – потенциал, который наше образование должно использовать для общего психического развития детей, для их удовольствия, в конце концов для того, чтобы досуг с родителями хоть иногда мог быть заполнен содержательнее, чем совместный просмотр телепередач под семечки.
Перспектива – мировые шашечные турниры. Оказывается, они проходят давно. Украина относительно недавно начала принимать в них участие. Так что у начинающих шашистов есть будущее. Кстати, все победители последних соревнований занимались шашками с детства в школе, а потом уже тренировались у мастеров в специализированных спортивных школах и клубах.
С 24 по 31 августа соревнования проходили в столице Швеции. В Стокгольме состоялся первый в истории шашечный турнир Скандинавии, носивший символичное название «Кубок викинга». Это был одновременно международный турнир и чемпионат Европы по блицу среди мужчин и женщин. Приз для победителя составлял 1000 евро. Он достался голландцу со славянскими именем и фамилией – Александру Балякину (47 очков). Зато следующие места заняли наши бывшие и теперешние соотечественники.
Турнир проходил под патронатом Европейской ассоциации шашек (EDC) и стал отборочным к чемпионату Европы 2010 года в Нидерландах. Игра протекала по швейцарской системе, то есть было сыграно семь туров.
Шашки традиционно привлекают внимание гроссмейстеров, мастеров, да и просто игроков из Нидерландов, России, Украины, Польши, стран Балтии, Бельгии, Азербайджана и др. Однако в этом списке никогда не фигурировала Швеция. Принимающая сторона проявила практический интерес к процессу подготовки и проведению мероприятий подобного рода. Во время чемпионата велись переговоры о дальнейшем сотрудничестве и о возможном создании федерации интеллектуальных игр Швеции. Генеральный спонсор и организатор турнира господин Петер Ковач согласился с идеей внедрения опыта европейских стран, а также опыта Украины для создания современной шахматно-шашечной школы Королевства Швеции.
Очевидно, Швеция, не имея ни своих игроков, ни своей федерации по интеллектуальным играм, была чрезвычайно заинтересована внедрять их в образовательные программы. Зачем? Чтобы развивать своих детей, делать жизнь граждан еще интереснее и успешнее.
Постоянный адрес статьи http://zn.com.ua/3000/3855/67206/