Уважаемые старшеклассники и их родители! Довожу до вашего сведения, что, введя в школу предмет «Мировая литература» и новые, совершенно нечитабельные программные списки чтения к этому предмету, украинское образовательное начальство смогло наконец – точно по Жванецкому – «поднять уровень спора до абстрактной высоты».
Вспомним классика: «Давайте рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма. Давайте сталкивать философов, не читая их работ. Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по “Клубу кинопутешествий”, остроту мнений по хрестоматии».
Александр Гершаник, учитель литературы из Санкт-Петербурга, недавно замечательно сказал: «Литературу нельзя изучать – её можно только осваивать». Другой вопрос – зачем? Задайте мне этот вопрос, если хотите, и я вам на него отвечу.
А пока рассмотрим другой вопрос – как? Уж точно не представляя себе остроту мнений по хрестоматии (благо, в отличие от России, где Пушкина, Достоевского и Толстого тестируют на ЕГЭ, у нас на ЗНО «світова література» обязательному для всех тестированию не подлежит). И не споря о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел…
Нынешний учебный год показал: неинтересны эти споры ни мне, «который ел», ни моим собеседникам, «которые не ели». Пусть уж этот первый съеденный нами блин будет комом, Бог с ним. Давайте будем потихонечку и с удовольствием, прямо с Масленицы, готовиться к следующему учебному году, по пословице:
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вниманию тех, кто ныне в 10-м классе, – список книг, о которых мы будем спорить в 11-м классе. Попробуйте на вкус:
Скоро предложу и летние списки для тех, кто с 1 сентября собирается учиться в 9-м и 10-м классах нашей школы.
С читательским приветом,
Владимир Звиняцковский,
доктор филологических наук,
учитель литературы