Нам представилась возможность побывать на уроках литературы в военном учебном центре, который находится недалеко от Нью-Йорка. Для этого мы просмотрели фильм режиссера Пенни Маршалла «Человек эпохи Возрождения». Итак, почему «мама Гамлета, королева, появляется в конце»?
Павел Новиков:
Нужен ли «Гамлет» солдатам? Этот вопрос раскрыт в фильме «Человек эпохи Возрождения». В нём Билл, которого сыграл актёр Дэнни Де Вито, уволенный с работы рекламный агент, отправляется в армейский центр преподавателем. Первыми его учениками стала группа «тупоголовых» солдат из проблемных семей. На первом уроке он попросил их написать о себе, как они попали в армию. У каждого из них была своя сложная судьба. Например, один парень из бедных районов Нью-Йорка пошёл в армию, чтобы «убивать плохих парней», потому что они убили по ошибке его младшую сестру. А у второго отец погиб во Вьетнаме. Его мать рассказала ему, что его отец был настоящим героем. Поэтому он захотел быть солдатом.
На следующий урок преподаватель попросил принести их свои книги для чтения. Один из них принёс комикс, другой спортивный журнал. Вспомнилась фраза из фильма, произнесённая преподавателем: «Надо читать далеко не всё, что пишут». Да и читали многие из «стаи гиен» по слогам. Сам преподаватель принёс на урок трагедию Шекспира «Гамлет». Интересная реакция на слова «Гамлет» и «Шекспир». «Гамлет» – это «маленькая свинка», «Шекспир» – «парень, который живёт в центральном парке, и зашибает хорошие бабки». В книге, которую принёс мистер Рего, «про секс, про убийство, кровосмешение и безумие», каждый из солдат увидел что-то своё. Они искренне заинтересовались историей Гамлета, принца Датского, который умер четыреста лет назад и которого «доконал не Нью-Йорк», а Дания.
Эта книга стала для них настоящим путеводителем в новой духовной жизни. Ими даже создана солдатская речевка, в которой поётся, что «мама Гамлета, королева, появляется в конце». Как «мама» Гертруда, действительно появляется только в конце. Как «королева и любовница» – в начале.
Нужен ли солдатам «Гамлет»? Нужен. Они в нём видят «брата», на которого жизнь обрушилась, но не сломила, видят «солдата», ведь героем можно стать не только на поле боя, но и в борьбе с трусостью, ложью, предательством.
Сергей Гринкевич:
Благодаря Биллу история про Гамлета раскрывалась перед его учениками с разных сторон, заставляя их думать, рассуждать, сопереживать героям трагедии. По мере чтения книги с солдатами происходили заметные перемены. Они стали более воспитанными, ближе друг к другу. Даже сержант, который был изначально против обучения своих подопечных литературе, считая это пустой тратой времени, заметил в них перемену в лучшую сторону. Гамлет, являясь образцом честности, благородства и порядочности, сумел раскрыть в молодых бойцах человеческие качества, которые превратили их из обычных солдафонов в воинов.
Антон Мочанов:
Трагедия «Гамлет» сильно повлияла на мировосприятие бойцов учебного центра, потому что у каждого из этих ребят есть своя история, они прочувствовали боль Гамлета на себе. Прочувствовали силу дружбы, любви, силу духа, а не только силу мышц.
Но нас самих запомнят тоже пусть;
Нас, нескольких, счастливых смельчаков,
Что стали братьями на поле брани.
Он кровь свою смешал с моею,
И братом сделался родным теперь.