Середа, 5 Жовтня, 2011   |   Школа Афіни

Двойка школе

Екатерина Иванова,
журнал “Корреспондент” № 38 от 30 сентября 2011 г.

(печатается с сокращениями)

Качеством среднего образования в Украине недоволен почти каждый второй украинец: отечественная школа готовит детей к жизни в мире, которого больше нет

Отечественным школьным образованием сегодня недоволен почти каждый второй украинец, определили специалисты Института Горшенина, хотя еще два года назад таких было чуть более 10%. Эксперт института Владимир Застава считает, что граждане разочарованы отсутствием действенных реформ в сфере образования.

Больше всего претензий (у 60% опрошенных) к устаревшим методикам и недостаточно хорошо составленным учебникам. Журналист Виталий Жданов, педагог по образованию, проработавший учителем два с половиной года, часто общается со своими однокурсниками, которые преподают в школе. “С 2002 года там мало что изменилось, – делает вывод он. – Кроме того, что поставили компьютеры, кое-куда провели интернет, сама система не поменялась”.

Евгений Бабынин, президент группы компаний Авионика, окончивший британский колледж, а затем Оксфорд, приводит в пример систему среднего образования Великобритании, которое, помимо образовательной, выполняет еще и функцию воспитания – вырабатывает характер, подход к жизни, а приобретение знаний является лишь частью происходящего в школе.

“Та система, которая действует на сегодняшний день [в Украине], готовит к миру, которого уже никогда не будет”, – добавляет Алексей Греков, соучредитель столичной частной школы Афины.

Помимо несоответствия украинского среднего образования запросам времени, к наиболее острым школьных “болезням” аналитики относят слабую материально-техническую базу и низкую квалификацию педагогов.

Об уровне отечественной школы красноречиво свидетельствуют результаты внешнего независимого тестирования. По данным Украинского центра оценки качества образования, максимально возможное количество тестовых баллов по математике в 2011 году набрали всего 232 из 145 тыс. выпускников, сдававших экзамен.

По гуманитарным дисциплинам результаты и того хуже: по истории Украины максимальные 84 очка получили всего три абитуриента из 161 тыс., а высший балл по украинскому языку и литературе не набрал никто.

“Если посмотреть на инвестиции в эту отрасль [образование] как на бизнес, то 80% продукции [выпускников] – это брак, – констатирует Владимир Спиваковский, основатель лицея Гранд, первой частной школы в Киеве. – Скажите, какой бизнесмен потерпит такое фиаско?”

Полководцы и рядовые

По наблюдениям бывшего учителя Жданова, английский язык в большинстве украинских школ до сих пор учат по системе заучивания правил, хотя и Запад, и Азия давно пошли по другому пути. Там используют коммуникативную систему, согласно которой ребенок не зубрит таблицу неправильных глаголов, а учится сразу говорить так же, как родители обучают речи маленьких детей. Это же касается и других предметов.

“Смысл не в том, чтобы получить человека, который все знает, а человека, который может применять свои знания, – говорит Греков. – А украинские [выпускники] умеют работать по формулам, по готовым схемам, но как только идет отступление влево-вправо, они теряются”.

Валерия Самборская, директор клиентского сервиса компании Бизнес-линк, окончившая английскую закрытую школу, иллюстрирует это примером: в западных школах ни для кого не важно, сколько ты запомнил дат и в каком году какие были битвы, но ты должен понимать, почему Наполеон решил завоевать страну слева или справа, чтобы в случае надобности вести правильную военную тактику.

Отечественная же система образования, по этой логике, готовит не полководцев, а рядовых. Это было удобно в советское время, когда задачей школы было в первую очередь научить подчиняться, выполнять команды, не задавать вопросов и действовать, как одна команда, рассуждает Греков. Тогда был важен конвейер, взаимозаменяемость.

Однако современная украинская школа, по мнению Бабынина, выполняет лишь академическую функцию, то есть наполняет ребенка знаниями. В противоположность ей, по наблюдениям президента Авионики, британские учителя не зациклены на академической успеваемости.

“Если ребенок получил тройку, то это не значит, что плохо выучил [как обычно считают украинские педагоги], это значит что выучил предмет на 50%”, – сравнивает Бабынин.

Английские педагоги не порицают за то, что не получается, а наоборот — ищут и помогают раскрыть сильные стороны ученика. “В школе ребенок, который получает плохую оценку по математике, но является капитаном футбольной команды, — в очень большом авторитете, почете не только среди учеников, но и среди преподавателей”, – рассказывает Бабынин.

Индивидуальный подход практикуется и в американских школах, где в личном графике ученика есть как обязательные для получения аттестата дисциплины, так и предметы на выбор. Если в украинских школах главный – учитель, то в американских и европейских – ученик. Дети свободны и раскованны.

К примеру, Самборская так описывает стиль поведения на уроках в английской школе: “Если тебе [школьнику] что-то рассказывают [преподаватели] на уроке, ты можешь высказать мнение: “Сэр, вы только что что-то сказали неправильно, вы сами себе противоречите!”. И вот за это ты молодец, а не за то, что встал и повторил то, что в учебнике записано”.

По мнению экспертов, большинству государств пора менять фундамент образования. Основной упор нужно делать на то, как жить в современном мире, применяя современные знания, то есть учить не только математике, физике и языкам, но и как стать состоятельным, счастливым и везучим.

Поэтому школьная система, созданная еще в XIX веке по принципу казармы и сохраняющаяся до сих пор во многих странах, в том числе в Украине, сегодняшнему миру уже не подходит, считает Греков.

“Нужны школы, которые будут создаваться не по принудительному принципу, а по желанию, где учитель будет не доминировать, а работать наравне для выполнения задачи”, – резюмирует педагог.

Статья полностью: http://korrespondent.net/ukraine/events/1268326-korrespondent-dvojka-shkole-otechestvennaya-shkola-gotovit-detej-k-zhizni-v-mire-kotorogo-bolshe-net