Чтобы новое поколенье крутых мужиков привело нас таки в Европу – нужно срочно европеизировать юношество. Однако исторический опыт показывает: это совершенно бесполезно делать напрямую.
Чтобы европеизировать юношество, нужно европеизировать девушество. За девушеством, освоившим поведенческий стереотип не «бедной Лизы» (одноименная повесть Карамзина), а «богатой Лизы» («Барышня-крестьянка» Пушкина как конструктивная пародия на Карамзина), в котором весь опыт европейских личных свобод и европейского авантюризма в меру разбавлен нашей отечественной благословенной иронией, – за таким девушеством юношество само потянется. Это – хорошая новость.
Но есть и плохая: сволочи не переведутся. Под видом европейских поведенческих сценариев они всё так же цинично и очень легко будут обделывать свои делишки. Об этом, собственно – Молчалин у Грибоедова.
Из лекций проф. Звиняцковского в 9-м классе
А теперь крик души
На улице XXI век. Новые технологии, каждый день открытия, новая волна одежды, новейшие архитектурные направления, соответственно и другие люди. Не просто люди, отличающиеся умом и сообразительностью… или внешностью, а и внутренним миром, предпочтениями, вкусами, точками зрения, чувствами.
Если человек XIX столетия выбрал бы себе в друзья существо с одними качествами, то человек современного мира может с ним не согласиться и с негодованием отвергнуть данную кандидатуру. Например: исторически ушедший человек взял бы себе одну породу собак, современная дама выбрала бы совершенно другую, а может даже и нововыведенную!
Так и в отношениях между людьми вообще и между полами в частности. Всё меняется. И мне даже кажется, что в наше время намного сложнее понять девушек, чем раньше. Я бы даже, на месте мужчин, издала специальное пособие. Для понимания женщин. Бывает же, наступают же такие моменты! Когда ты не можешь понять, чего она на самом деле хочет.
А если уж это касается выбора пары, там вообще всё запущено! Возьмем, к примеру, комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Зачем ее брать? Затем что там есть два ярчайших примера: Молчалин и Чацкий. Между ними нелады из-за девушки, Софии. Я немного охарактеризую вам этих персонажей.
Молчалин – тихий, спокойный, в общем, совершенно обыкновенный парень, я бы даже сказала, что слишком, но не всё оказалось так просто. Так вот, Молчалин не сильно умен, но он знает, что с людьми нужно быть аккуратным и всегда держать спокойствие. Он не сильно красноречив, как я уже говорила, он не умен, но хитер. Умеет съезжать на темы, которые ему важны, хотя ему не многое важно и интересно. Я могу сказать, что он молодой человек низкого полета. С ним вроде бы есть о чем поговорить, а вроде бы и нет. Его вроде бы знаешь, а вроде перед тобой совершенно незнакомый человек-персонаж.
Чацкий же почти полная его противоположность. Он грамотен, хотя я не хотела сказать, что Молчалин как из села приехал. Просто Молчалин на самом деле никто и ничто. На самом деле его сделал Фамусов, он дал ему чин и работу. А вот Чацкий сделал себя сам, и мне кажется, что он бы не позволил кому-то помочь ему. В противоположность Молчалину, Чацкий очень даже красноречив, но не всегда в свою пользу. Он говорит, что думает, и думает, что говорит, но не всегда задумывается о последствиях, можно было бы даже сказать, что почти никогда, так как его слова часто бывают очень даже обидными и горькими. Он человек чести и очень влюбчивый, но на самом деле он и преданный, только часто забывает об этом.
Кроме отличий, между двумя этими персонажами можно назвать и сходства. Молчалин и Чацкий похожи крайним самолюбием. Они всё делают ради самих себя. Они оба очень сильно влюблены… сами в себя.
И последняя жертва моих характеристик – это София. Она тоже не отличается сильным духовным развитием. Вообще они все втроем очень похожи, но девушка все-таки чуть-чуть больше задумывается об остальных. Она выросла на французских романах и в тесном общении с Чацким. София красива и в самом только расцвете сил.
Теперь объясняю всю эту «Санта Барбару». Чацкий всё время был влюблен в Софию. Они когда-то любили друг друга, но это было до его отъезда. Он не хотел уезжать, но уехал. Чацкий очень сильно переживал и понимал, что долго ее любовь может не прожить. И вот он возвращается. И что же София? Она остыла и больше этой любви не хочет. Ее любовь Молчалин.
Она выбрала Молчалина, потому что ей показалось, что он совершенно другой. Он скрытный и всегда под боком, он ей не станет говорить того, чего она не хотела бы слышать. Какое же ее отношение к Чацкому? Она не считает, что изменила ему с Молчалиным, ссылаясь на то, что Чацкого не было рядом. Это значит, что София в обиде на Чацкого, что он ее оставил, и надолго. Ей показалась, что его влюбленность была ложью. София хочет думать, что они просто друзья. Она хотела бы молодого человека, который постоянно был бы рядом.
А теперь самое интересное. Молчалин просто играет чувствами невинной девушки. На самом деле он заинтересован служанкой Лизой, вот тут-то и проявилась его эгоистичность. В общем всё очень аккуратно запутано…
Ну а какой выбор сделала бы нынешняя девушка? Чацкий или Молчалин? Сейчас всё вроде бы и проще и сложнее. Вы нравитесь друг другу – всё, вы пара. Ты крутой, она крутая – вы пара. Всё как-то опошлено и низко…
Но разве и двести лет назад было не опошлено и не низко? Разве ситуация с Молчалиным не низка? Он цепляет одну женщину, а другая ему в любви признается. А сама София чем лучше? Любит Молчалина, играет с Чацким. Как парень он, Чацкий, правильно поступил: чтобы не мучить себя, он сразу спросил, к кому у нее душа лежит. Но она не так умна. как кажется, она решила потянуть с ответом. Отчего конечно же у парня возник интерес, и этот интерес возник ко всему. С ее стороны это было бы умно, если бы в ее шкафу не было такого скелета, как фальшивая любовь Молчалина.
А разве сейчас не так? Всё точно так же. Только чаще всего все обо всех знают, но тем не менее никто не останавливается, и все продолжают делать вид, что всё в порядке. В этом-то и есть одновременно сложность и простота нынешних отношений.
Лиза (!!!) Шинкарёва