В первую очередь стоит обратить внимание на то, что в каждом возрасте есть «свои» причины для воровства, которые обусловлены особенностями эмоционально-волевого развития данного периода.
Учитывая то, что волевые процессы ещё недостаточно развиты, детям тяжело соотносить понятия «хочу» и «нельзя». Например, я хочу такую игрушку как у моей соседки по парте, значит я её возьму, а если я знаю, что соседке это не понравится, то значит нужно взять так, чтобы она не видела.
Часто в сознании ребёнка может проводиться параллель семейной ситуации, когда есть сёстры и братья. Ведь мы часто слышим: «дай поиграться, не будь жадиной, нужно делиться», то есть нет понятия, что это принадлежит другому человеку и брать без разрешения просто нельзя. Прийдя в школу, у ребёнка переносится домашняя ситуация, соответственно, достаточно размыто и неточно понимается понятие «моё – чужое».
Ещё одной причиной взять чужую вещь может быть желание отомстить кому-то. То есть вещь прячется, берётся, подкладывается не для того, чтобы она принадлежала ребёнку, а для того, чтобы сделать неприятное её обладателю.
Иногда дети идут на воровство, чтобы привлечь к себе внимание. Да, именно так, даже таким общественно неодобряемым способом. Если ребёнку не хватает общения сверстников, любви родителей, тогда он идёт на такой шаг. Ведь подсознательно психика работает так: сделаю что-то хорошее – похвалят и забудут, а такие ситуации не забываются долго и внимание привлекают большего количества людей. И совсем не важно, что это негативно окрашено. Цель достигнута – внимание есть.
Что делать если ребёнок был замечен в воровстве:
Обязательно обратить на это внимание, не умалчивать и не закрывать на это глаза. Важно высказаться осуждая не личность ребёнка, а саму ситуацию. Не устраивайте публичных разборок. Всё, что хотите сказат, говорите без свидетелей.
Обсудите чувства того, кто лишился вещи. Постарайтесь вместе с ребёнком войти в его состояние. Не нужно это делать на прямую, используйте метод сказкотерапии, когда есть вымышленная ситуация, схожая с вашей, а ребёнок – это герой сказки.
Не вешайте ярлык «воришка» и не вспоминайте прошлые ситуации. Не фиксируйте понимание, что плохое помнится дольше.
Не лишайте ребёнка своего доверия. Если он почувствует, что самые близкие люди ему не доверяют, то будет воровать ещё чаще.
Для развития волевой сферы ребёнка позволяем ему брать больше ответственности на себя, не делаем вместо ребёнка то, что он уже может сделать самостоятельно, даже если в его исполнении это займёт больше времени.
Учим ставить цели и достигать их. Даём право выбора и уважаем решение ребёнка. Например, спрашивать, куда пойдём на выходных на прогулку? Какой фильм будем смотреть? Что оденешь? и т.п. Таким образом ребёнок учится принимать волевые решения и исполнять их.