Неділя, 14 Червня, 2009   |   Школа Афіни

Дети и деньги – такие дорогие отношения. Часть 4

Собственный заработок

По настоящему понять цену денег ребенок сможет, начав их зарабатывать собственным трудом. Это хорошо иллюстрируется в притче.

В одной семье в стародавние времена рос сын. Мать его баловала, и парень практически не помогал родителям по дому. Но когда пришло время, отец сказал:
– Ты теперь взрослый, иди в город на заработки.
Заботливая мать собрала своему «мальчику» узелок с едой. И украдкой кинула туда несколько монет.
И сын ушел, но не в город, а просто провалялся целый день на теплом песке у реки.
Вернувшись домой, он показал отцу монеты.
Тот, повертев их в руках, сказал:
– Фальшивка! Ты их не заработал! – и бросил в огонь.
Так продолжалось еще несколько раз.
Тогда мать сказала:
– Сынок, ты завтра сходи до дальней горы, а обратно вернись бегом. Тогда придешь домой взмыленный, и отец поверит, что ты работал. Но и после этой хитрости история повторилась.
Наконец, пришлось парню идти на настоящую работу. Вечером, возвратившись домой усталым, он, как и ранее, протянул отцу монеты. А тот снова кинул их в огонь.
Сын, увидев, что заработанные потом и кровью деньги, – в огне, бросился голыми руками выгребать их из камина:
– Да что ж это такое! Я их весь день зарабатывал, трудился, а ты – в огонь!
Ничего не сказал мудрый отец.
Все и так было ясно…

Должен ли ребенок “зарабатывать” помощью по дому?

Некоторые семьи практикуют оплату детям хороших отметок и работу по дому. Давайте посмотрим, насколько это целесообразно.
В одном психологическом эксперименте 2 группы ребят попросили рисовать рисунки, одна группа рисовала просто так, вторая – за вознаграждение. Прошло немного времени и педагоги заметили, что детям второй (платной) группы было все равно, что и как рисовать. Их интересовал не результат творчества, а тот результат – за который они получали вознаграждение. Первая же группа рисовала не меньше, но с УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Ребёнок одних моих знакомых, которого поощряли материально за каждую хорошую отметку, за помощь по дому, вырос с мыслью о том, что самое главное в жизни – это деньги. В свои 14 лет он уже думает о том, как он будет продавать квартиру своей еще не умершей бабушки, и для него человек с мобильным телефоном герой и Бог.
Поэтому важно не подменять стремление ребенка помочь уставшей маме или учится ради получения знаний стремлением получить денежное вознаграждение.
Карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель: научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.
А для мотивации уборки или хороших оценок лучше находить нематериальные стимулы. Объясните, что все члены семьи заботятся друг о друге, каждый что-то делает по дому. В то же время денежный подарок на окончание учебного года вполне приветствуется – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.
Всегда можно придумать другие варианты заработка для своего ребёнка.
М. Норбеков рассказывал, что когда ему было 5 лет, его отец отправил работать в огороде соседа. Отец дал соседу деньги, которые тот потом выплатил Мирзакариму за сделанную работу. Все были довольны.
У многих моих знакомых дети лет с 7 помогают родителям на компьютере (текст набрать, отредактировать, рисунок сделать) и за это получают деньги. Другие выгуливают соседскую собаку, присматривают за чужими детьми. Бывает, дети снимаются в рекламе или получают деньги за фотографии в журналах.
14-летний мальчик, решив накопить на мотороллер, разгадывал каждый месяц кроссворды в детском журнале, получая деньги, пока редакция не решила, что так часто награждать одного и того же ребенка не стоит.
Когда ребёнок становится подростком, настаёт время принять решение, будет ли заработок тинэйджера играть свою роль в семейном бюджете. Будем ли мы забирать часть денег “на еду и квартплату”? Или оставим всю сумму подростку “на развлечения, транспорт и мобильник”?
В любом случае важно помнить, что заработанное ребёнком – это, не наши, родительские, деньги. Эти деньги принадлежат нашему ребенку, и мы не имеем права что-либо требовать от него.

Расти, расти, моя копилка

Чем старше ребенок, тем больше он озабочен тем, чтобы скопить. Ежемесячно откладывая деньги на новый велосипед или игровую приставку, ребенок видит цель, начинает понимать приоритеты в распоряжении деньгами. Выстраданная покупка приобретает в его глазах большую ценность, чем мгновенно исполненное желание. Даже если вы имеете возможность немедленно купить желаемый мопед, компьютер, стереосистему, целесообразнее делать это через целевое накопление денег совместно с вашим ребенком.
Для того чтобы ребенок не просто откладывал деньги, но и знал о возможностях их приумножения, в более старшем возрасте можно рассказывать о банковских счетах, акциях, инвестициях.

Тратить тоже надо уметь

В младших классах, получая небольшие карманные деньги, ребенок обычно стремится потратить их на сладости и развлечения. В средних классах приходится принимать более ответственные решения. В этом возрасте ребенок может покупать для себя часть одежды, обуви, возможно, что-то из домашнего интерьера. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе дорогой покупки. Даже если он заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Если вы, конечно, хотите научить его самостоятельности.
Подростку можно устроить “испытательный месяц”. Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, “подножный корм”, мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. И “отпустите поводья” на какое-то время.

На что дети тратят деньги?

20090614_children_money

Даже если вам покупки ребёнка кажутся глупыми и ненужными, сдержитесь от комментариев. Согласитесь, вы ведь тоже иногда делаете абсолютно бессмысленные покупки. Умение тратить деньги приходит с опытом. Только купив двадцать пять солдатиков, ребенок поймет, что они ему совершенно не нужны в таком количестве, и перестанет тратить на них свои доходы.

И когда-нибудь наступит день, когда ваш уже совсем взрослый ребенок, достигнув своих целей, скажет – “а ведь, это вы, мама и папа, научили меня, как стать успешным… ” И с благодарностью обнимет, возвращая любовь, которую сполна получил от вас в детстве…

(Опубликовано в журнале “Мир Семьи” № 1, январь 2006)