Однажды в очереди я услышала, как одна женщина жаловалась другой на мужа, мол “нельзя его на рынок или в супермаркет отправить, всегда накупит непонятно чего, а на необходимое денег не хватает. И вообще, если бы не я, то наш бюджет давно бы полетел к чертовой матери, всю зарплату сразу отдавать приучила еще после свадьбы по совету свекрови”.
Как вы думаете, объясняли ли этому мужчине в детстве,как обращаться с деньгами?
Начинать обучение лучше, когда ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги. Как только к нему пришло понимание, что «разноцветные бумажки» можно обменять на что-то стоящее – мороженное, конфеты, – пора.
Прежде всего, родители должны договориться об общих принципах воспитания. Детям важно объяснить, как и почему деньги приходят в семью, как правильно откладывать часть дохода на будущие цели, как и почему мы меняем наши деньги на продукты питания, одежду, развлечения и т.п.
Понятно, что «взрослые» способы зарабатывания денег не подходят для несовершеннолетнего. Но и научиться управлять деньгами, не имея их тоже нельзя. Поэтому для ребенка нужно создать доход. Источника может быть три:
1. Регулярно выдаваемые карманные деньги.
2. Деньги, заработанные самостоятельно.
3. Денежные подарки.
Денежные подарки – явление редкое и нерегулярное. Зарабатывать самостоятельно в достаточном количестве ребенок сможет только в старшем возрасте. Поэтому основным доходом детей младшего возраста являются карманные деньги.
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему – 1,5-2 евро, 10-летнему – 10-12 евро, а в 13 лет – уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
Если родители не выдают ребенку деньги по “государственному тарифу”, он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить, ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.
Итак, если вы решаете выдавать своему чаду карманные деньги, то необходимо ответить для себя на несколько вопросов:
Когда начинать. Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу. Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.
Сколько. Выдаваемая сумма будет зависеть, во-первых, от финансового положения семьи, а во-вторых, – от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» для своего возраста. Понятно, что с возрастом запросы и нужды детей растут, должны увеличиваться и их карманные поступления. Очень важно четко определить, какие именно траты ребенок делает из своего кармана. Скажем, маленькому ребенку одежду покупает мама. А взрослому? А книжки? А тетрадки? Плеер и фотоаппарат?
Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение самостоятельности.
Независимые доходы ребенка, будь то денежный подарок родственников или стипендия, принадлежат самому ребенку. Эти суммы никак не должны сказываться на его постоянных доходах.
Как часто. Чем меньше возраст, тем чаще, т.к. дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то он, скорее всего, потратит всю сумму в первые несколько дней. Детям старшего возраста лучше выдавать карманные деньги раз в месяц (например, в день вашей зарплаты)- это подводит их к осознанию такого важного понятия как «бюджет».
Если ребёнку приходится клянчить у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок учится не планированию собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля.
Степень контроля. Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.