В начале 90-х годов у молодых супругов Оксаны Балакшиной и Алексея Грекова родилась дочь. Оба родителя – специалисты по физике металлов – занимались наукой в академических институтах. Шли годы, и нужно было решать вопрос с образованием девочки. Отдавать ребенка в обычную школу не хотелось, так как молодые люди хорошо знали о проблемах в государственном образовании. Да и уже назревало желание сменить сферу деятельности.
Окончательное решение было принято после знакомства с Мариной Осадчей, которая как раз создавала гимназический экспериментальный класс и предложила супругам преподавать в нем. «Поскольку я хорошо владею английским языком – даже диплом писала и защищала на иностранном, то решилась вести иностранный и историю искусств. Алексей – историю и естествоведение», – рассказывает Оксана.
Спустя два года, в 1994-м, супругам стало понятно: нужно двигаться вперед и попытаться реализовать себя самостоятельно. Тогда в Киеве вовсю создавались частные дошкольные учреждения, поскольку государственные и ведомственные детские сады стали массово закрываться. В 1991 г. в Украине насчитывалось 25 тыс. детских садов, а в 1994-м – 22 тыс. Причем эта тенденция набирала обороты, так как из-за банкротства предприятий рушилась их инфраструктура. Освободившуюся нишу сложно было не заметить. «Поначалу мы думали сделать курсы по подготовке детей к школе. Но через три-четыре месяца родители на собрании сказали, что у нас все замечательно получается, и предложили создать частную школу. Так она – «Афины» – и появилась», – рассказывает госпожа Балакшина.
Особых денег у супругов не было, и все заработанные средства вкладывались в развитие школы. «В свое время Алексей сказал мне: «Ты занимаешься образованием, а я зарабатываю на жизнь». Он собирал компьютеры, и мы за счет семейного бюджета приобретали какие-то вещи и учебники для школы», – вспоминает Оксана.
По ее словам, тогда обучение в «Афинах» стоило $ 10 в месяц. Детей в группе было немного – 10-15 человек. Выручки хватало только на зарплату преподавателям и частичную оплату нового оборудования. Немало «тянуло» помещение, которое арендовали у детсада. Говорить о том, какая доля доходов идет на оплату аренды, директор школы не хочет. Признается только, что много. […]
Следующим шагом в создании полноценной школы стало получение лицензии. Как говорит госпожа Мовчун [президент Ассоциации частных образовательных учреждений Киева — А.Г.], для этого необходимо, чтобы в учебном заведении были квалифицированные педагоги, соответствующие программа обучения и материально-техническая база. «И самое главное – помещение. Либо арендованное, что сейчас достаточно сложно, либо собственное, что еще сложнее», – добавляет она. По словам Оксаны Балакшиной, к получению лицензии они шли три года. «У нас были определенные сложности, особенно при оформлении документов. Но тут все приходит с опытом», – уточняет она. Сегодня [на момент написания статьи — А.Г.] в «Афинах» учатся 146 человек, работают 52 сотрудника, в том числе психологи, преподаватели, кураторы, техперсонал. «В нашем бизнесе каждый делает свое дело. Я занимаюсь подбором кадров, работой коллектива, Алексей – рекламно-информационной деятельностью, Виктория Гамаюнова заведует финансово-экономической частью», – говорит директор школы.
Первые частные учебные заведения в Украине появились в 1988-1989 гг. Сегодня, по данным Министерства образования и науки, только в столице работает 44 частные школы, в которых учатся 4 тыс. детей. «Частные школы и сейчас переживают период развития, и проблем с набором детей в первый класс нет. Многие открывают вторые первые классы», – отмечает госпожа Балакшина.
По мнению основателя и президента лицея «Гранд» Владимира Спиваковского, в Киеве нехватка частных школ. «Для сравнения: в Лондоне их 2 тыс., в Москве – 200, у нас – семь-восемь полноценных и 30-40 фрагментарных (т.е. или начальная, или старшая, или религиозная школа)», – говорит он. Полностью согласна с этим и госпожа Мовчун. По ее словам, в Европе от 6 % до 13 % учащихся получают образование в частных учебных заведениях, а в Украине – менее 1 %. Владимир Спиваковский утверждает, что при должном развитии частных школ и нынешнем спросе на них давление на госбюджет могло бы снизиться на 1 млрд. грн. в год. […]
За индивидуальный подход к ребенку и нестандартные программы частные школы просят немало. Так, в «Афинах» в 2007/2008 учебном году обучение стоило 2,5 тыс. грн. в месяц (с питанием и развозкой). «В соответствии с Законом об образовании мы заключаем договор на определенное время и на определенную сумму. Затем она каждый год индексируется с учетом инфляции», – отмечает директор школы. Заключаются отдельные договора на обучение: в начальной школе – на четыре года, в основной школе – до 9-го класса и в старшей школе – с 10-го по 11-й или 12-й класс. […]
Существенная доля в школьном бюджете приходится на зарплату сотрудникам – 70-75 % [это от суммы, оставшейся после выплаты разнообразных налогов и отчислений, — а они, в свою очередь, составляют 45 % от суммарного дохода! — А.Г.]. «Если хочешь удержать хороших специалистов, то, конечно, оклад должен быть выше, чем в государственной школе», – подчеркивает директор «Афин». К этому следует добавить расходы на мебель, канцелярские и хозяйственные товары, учебники, питание и развозку.
По мнению президента ассоциации [Е.Мовчун — А.Г.], стартовый капитал для создания частной школы составляет $ 250-350 тыс. Владимир Спиваковский менее оптимистичен: «Для начала понадобятся несколько миллионов евро и достаточно высокие текущие затраты на содержание и развитие частной школы. Это очень хлопотное хозяйство с постоянными ремонтами зданий и мебели, заменой учебников и повышенными зарплатами персонала. Не последнюю роль играет конъюнктура рынка: слабые частные школы – подешевле, сильные – подороже», – говорит он.
По словам Оксаны Балакшиной, у частной школы обязательно должно быть: автономное здание, независимое и достаточное финансирование и, конечно, лицензия, материально-техническая база, полный цикл, сервис и многое другое «Школа – это не магазин, за один год не создашь», – добавляет основатель «Гранда». […]
«Афины» уже не в состоянии принять всех желающих, – говорит директор школы. Как только у нас появится возможность выкупить помещение и стать собственником, то обязательно сделаем это». А в отдаленной перспективе Оксана Балакшина планирует преобразовать свое учебное заведение в пансион, такой, как Царскосельский лицей. Для того, чтобы реализовать заявленное в названии, ведь Афины – родина классического образования.
Впервые опубликованное (без нашего ведома и санкции) в журнале «Чистая прибыль» в сентябре 2008 г., это интервью быстро расползлось по бизнес-Рунету и в разных вариантах доступно на множестве сайтов (журнал TimesNet и Prostobiz.ua, инвестиционный портал и кадровое агенство, Кривой Рог и Владивосток, и еще – Гугл знает кто, и Яндекс знает где 😆 ) Здесь оно дается в сокращении, с моими комментариями и с исправлением явных ошибок. – Алексей Греков