Способны ли мы к быстрому изучению чего-либо нового? Если нет, то почему? Ведь мы не глупы и обладаем огромным багажом знаний и опыта. Может быть нам просто чего-то не хватает, не хватает каких-то особенных навыков и умений, которые мы растеряли или просто не приобрели. Мне кажется, одним из таких умений является умение мыслить ассоциативно.
Видов мышления, как мы знаем, существует много(это и аналогия, и анализ), ассоциативное мышление занимает в этом ряду особое почётное место, потому что ассоциация — это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далёких. И умение мыслить ассоциативно поддерживается только благодаря постоянной гимнастики для ума.
Целями ассоциативного мышления являются создание новых оригинальных идей, стимуляция воображения, улучшение запоминания и воспоминания.
Наверное, если бы мы в полной мере использовали умение ассоциативно мыслить, среди нас были бы одни полиглоты (ведь изучение иностранных языков, как раз и основывается на запоминаниях и воспоминаниях), и рекламы по телевизору и на улице не вызывали бы у нас тоску и уныние.
Упражнений для развития ассоциативного мышления существует множество. Но, без сомнения, одним из самых замечательных является медленное вдумчивое чтение и заучивание поэтичных японских нерифмованных стихов танка, хайки (хокку), кека, отличающихся поэтическим изяществом и лёгкостью.
Искусство писать хокку — это прежде всего умение сказать многое в немногих словах.
Танка (короткая песня) — нерифмованные пятистишия, выражающие мимолетное настроение, полные недосказанности, отличающиеся поэтическим изяществом, зачастую — сложной ассоциативностью, словесной игрой.
Очень интересно не только читать уже известные произведения, но и, составив ассоциативную цепочку, придумать самому нерифмованное стихотворение, по аналогии с японскими стихами.
Вот одна из таких проб ученицы 2-а класса Лизы Чернобай. (Не судите строго — ведь это первая проба пера.)
— Ночь. Все спят.
Одной луне не спится.
И бродит по улицам одна.
— На небе солнце.
Жара. Глотнуть хоть глоток воды.
А цветку весело.
Читая японские стихи, хочется познакомиться не только с поэзией этой замечательной страны, но и с её живописью и музыкой.
Очень интересным упражнением для развития фантазии и ассоциативного мышления является рисование картин для того или иного пятистишия или подбор их из уже имеющейся галереи.
Благодаря Марине Александровне ребята получили начальные умения по рисованию картин в японском и китайском стиле. И вот, что из этого получилось.