Много ли вы знаете хорошо укоренившихся в истории и сознании человечества творцов, чья жизнь была бы проста, прозрачна?
Видели ли Вы, читая биографию одного из великих писателей, поэтов, художников, чтобы кто-то из них не прошел через ряд тяжелых поворотов судьбы?
А ведь в них не так то легко вписаться, не зацепив бордюр или вовсе – не перевернувшись вверх дном, расцарапав себе асфальтом всю крышу. Это все потому, что искусство само по себе, желание им заниматься, причиняет боль создателю.
Конечно, скажете Вы, всем нам нелегко живется, у всех бывают трудности и дни, когда хоть на стенку лезь от горя и боли, и я с этим согласна, но для каждого ли из Вас боль – источник и, в то же время, конечная цель в жизни? Все творцы, по природе своей, очень извращенные мазохисты и садисты. Не со зла, конечно, а из любви…
Опять же, к искусству: они причиняют себе боль, смакуют ее, глотают, а затем, голыми руками вырвав ее из собственного желудка, лепят из нее прекрасный цветок, украшают им свою шляпу и дальше идут по жизни, периодически снимая шляпу перед одним из нас – тем, кому больше всех повезет.
Я никогда не понимала людей, которые говорили: «Какая тяжелая жизнь была у человека, ему было совсем не до смеха, а он все равно творил! Какой молодец!». Вы глубоко неправы, дорогие, потому что боль и творчество не только неразделимые, взаимокультивирующие и необыкновенно прекрасные – они также просто необходимы человеку, который рожден творить.
Не испытывая на себе всей иронии злого рока, живущий музами, просто не может выдавать шедевры, которые многих зацепят.
Потому что, чтобы зацепить – это должен быть гвоздь. Острый, холодный, желательно ржавый и гнилой, чтобы было больно, чтобы запомнилось – чтобы почувствовать его внутри, как он протыкает кожу и волочится по костям. А для самого искусника то, что способно всколыхнуть ваше сознание и послужить стимулом для саморазвития и повышения эмоционального интеллекта, это способ облегчить боль, исповедаться или, если угодно, сходить к психологу. Просто это не требует медицинского вмешательства, посещения святого места или дополнительных затрат на оплату услуг врачевателей души.
Творец – сам себе врач, палач и вторая половинка. Предпочитающий одиночество, но в то же время так нуждающийся в признании, любви и понимании, но, не показывая этого, он прячет свой истинный романтизм под маску гнилого циника и «знатока жизни», которая и самому ему иногда противна.
Потому что так нужно. Потому что больно.
Здесь, если позволите, я приведу фрагмент из моего эссе « Человек и природа: единство в борьбе», вдохновленное повестью Э. Хемингуэя «Старик и море»: « Если задуматься, то все творцы – очень травмированные люди, ведь что-то должно было так ранить душу человека, вспороть веки и открыть настежь глаза, чтоб потом хотелось душу наизнанку снова и снова выворачивать, разглядывать и конспектировать увиденное, а потом еще и выставлять на всеобщее обозрение. Так поступают только очень смелые люди. Смелые, самоотверженные и немного сумасшедшие. »
Вот только что-то должно ранить постоянно…
Зайченко Юля, 11 класс