Только что вышел журнал «Русский язык и литература в учебных заведениях» № 5 – 6 за 2012 г. с моей статьёй «Инструкция для страусов». Эту инструкцию я написал для самого себя. Но подумал: а вдруг ещё кому-то будет интересно? Не столько учителям (кому надо – пусть тоже напишет себе сам), сколько, как ни странно, старшеклассникам и их родителям. Уверен: многим из них мешает жить постоянно лезущая в голову мысль: «Кто он – наш учитель литературы: садист, мазохист или садомазохист?»
«Не троньте, это святое! Это азы нашей духовности! Не забывайте: Пушкин – наше всё», – став в позу страуса, кричит образованный в СССР интеллигент. Но голос его уже почти не слышен – и немудрено: песок, в коем зарыта его голова, не обладает достаточной звукопроводимостью.
Этот страус, этот образованный в СССР интеллигент – я сам. И Пушкин – моё всё. Без дураков. На самом деле.
Итак – «Инструкция для страусов»
- Подумайте, в самом ли деле Пушкин, Шевченко, Шекспир, любой другой классик любой другой литературы, некоторые из них в совокупности и в какой-никакой системе или все они без разбору и без системы (в данном случае это неважно) – Ваше всё. Если нет – значит Вы в самом деле садист, мазохист или садомазохист. Короче, сами выбирайте, кто Вы – и сами выбирайтесь: я Вам не помощник. На мой (не садиста, не мазохиста, не садомазохиста) взгляд, Вы только зря мучите детей и мучитесь сами.
- Выньте голову из песка «обязательных для изучения» программ. Ведь все, кроме Вас, давно уже поняли: всё равно никто ничего не «изучает» (см. эпиграфы).
- По возможности постарайтесь переходить с детьми из класса в класс, с 5-го по 11, – а не бросать их на полпути своему такому же несчастному коллеге по предмету. Преподавание литературы невозможно без прямого душевного контакта между «учащим» и «учащимся», это Ваши дети, не отдавайте их никому!
- Литература – искусство слова, т.е. искусство понимать слова не только в прямом, но и в переносном смысле. Никакая компьютерная игра (на сегодняшний день наш главный конкурент в борьбе за «интересность») не знает переноса смысла («тропа»). Давайте подумаем, почему это может быть интересно и какие «тропы» надо знать и понимать ребёнку, чтобы получить истинно читательское удовольствие… ну хотя бы от «Снежной королевы».
- Уповая только на собственное университетское образование и ни в коем случае на «утверждённые министерством» программы (их, как правило, составляют люди малообразованные), продумайте систему неповторяющейся теоретико-литературной информации, обеспечивающей всё возрастающий интерес к чтению художественной литературы с 5 по 11 кл.
- Те же усилия, что в п.5, приложите к составлению приемлемого для Вас и подъёмного для Ваших детей обязательного репертуара чтения. Смысл прилагаемых Вами усилий – не в том, чтобы выработать «идеальную программу» (не бывает!) для навязывания Вашим коллегам. И не в том, чтобы обязательно не включить ни одного произведения из «министерской» программы (теоретически те, кто её составлял, могли что-то слышать о хороших, приемлемых для того или иного возраста книгах – и даже их читать!).
- Работая над реализацией пп. 5 – 6, не стройте из себя мученика. Во всём мире учителя словесности сами подбирают удобный для себя, субъективно ценный и любимый, репертуар уроков, не перекладывая ни на кого своей ответственности за «своё всё». Некоторые даже составляют и издают собственные учебники.
- Но даже если Вы, как я, автор изданных учебников, – не предлагайте их в качестве панацеи никому, и особенно себе самому. Это всего лишь техническая помощь Вашим ученикам, которым не понадобится конспектировать Ваши великие мысли – они собраны в их учебниках. Однако не считайте самым главным классиком мировой литературы – самого себя или любого другого автора учебника (сколь угодно «хорошего»). Помните: мы в классе для того, чтобы хотя бы девять десятых нашего внимания посвящать тому, что написано в самих произведениях классической и современной художественной литературы. И лишь одну десятую часть нашего времени и места на уроках можно отдать обсуждению того, что написано в учебнике. Сократ (не самый глупый человек) запрещал своим «ученикам» записывать мысли «учителя» – на том простом основании, что за то время, пока «ученик» запишет мысль, в голову «учителя» успеет прийти новая, отменяющая предыдущую. Для думающего учителя это нормально!
- Через 7 (семь!) лет проверьте, действительно ли у критической массы Ваших учеников Ваши усилия обеспечили всё возрастающий интерес к чтению художественной литературы. Проверяйте только реальные факты чтения (см. п.6)! Вы же не думаете, что современный 14-15-летний подросток физически способен прочесть «Войну и мир» в течение летних каникул? А если Вам показалось, что он же физически способен за тот же отрезок времени прочесть «Анну Каренину», то вспомните на минуточку, что классики свои главные шедевры писали не для 14-15-летних подростков!
- Реальный факт чтения – это понятый при самостоятельном чтении художественный текст или его отрывок («корректный» отрывок – это от начала, но не до конца: например, 4-й том «Войны и мира» не может считаться таковым фактом, а 1-й – может).
- Время чтения – лето. Учительский летний список должен быть простым, реальным по объёму (не более 30 стр. в день для 5-8 кл. и не более 50 стр. в день для 9-11 кл.), занимательным по сюжетам или (для старших) по «провокативным» идеям. А осень, зима и весна – это время перечитывания, дочитывания, обсуждения и получения новых навыков чтения.
- Наконец, современное «экранное» поколение может кое-что из истории мировой литературы (знание коей, к счастью, до сих пор считается пропуском в приличное общество) усвоить (о ужас!) без чтения самих текстов. К их услугам – Интернет, где чего только ни нароешь, в том числе экранизации. Вы лишь не вынуждайте их выдавать просмотренное за прочитанное, но строго требуйте придерживаться составленного Вами «летнего минимума». Например: если перед 6-м классом было прочитано «Детство» Л.Толстого, а перед 7-м – «Отрочество», и всё это в соответствующих классах подробно обсуждалось, то перед 10-м достаточно будет прочесть «Юность», некоторые (зрелые, а не ранние!) рассказы Чехова и, может быть, «Мадам Бовари», чтобы часть уроков построить как традиционный лекционный курс по истории европейской литературы второй половины XIX века. А удовольствие читать «Анну Каренину», эту величайшую книгу всех времён и народов, можно отложить до возраста Анны и Вронского на момент их знакомства…