Середа, 4 Листопада, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 4)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил

III стадия – стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет

Девиз стадии «думать». В это время ребенок учится говорить, и это связано с переходом к новому образу мышления: от мышления «приятное – неприятное» малыш переходит к логическому причинно-следственному мышлению. Т.е. он начинает понимать: «Если я прикасаюсь к горячей плите, из этого следует последствие – боль. И если я еще раз прикоснусь к горячей плите, то скорее всего наступит боль.» Именно в это время приходит смысл наказаний, т.к. ребенок уже способен понять, что наказание – это следствие его конкретных дел. То, что дети начинают думать, означает, что они начитают развивать самостоятельность. А это влечет за собой регулярное повторение ими слова «нет». Чем дети часто злоупотребляют. Однако на этом этапе для ребенка сказать «нет» означает почувствовать, что он может что-то делать сам, т.к. пока он не знает, что самостоятельность может проявляться и по-другому. Тут же начинается и манипулирование родителями. Ребенок проверяет, что будет, например, если он устроит истерику, дадут ли ему, то, что хочется? В этом возрасте у детей также проявляется гнев, который выражается в том, что они начинают кусать и бить родителей. И это тоже является способом утвердить себя в самостоятельности. Взрослым следует принимать чувства ребенка, присваивать их ребенку («Ты сейчас гневаешься.») и учить как их можно выражать, не нанося боли и урона другому. Родителям часто трудно спокойно выдерживать такое поведение своего ребенка. В этом случае психологи советуют прибегнуть к такой умственной гимнастике для родителей: «Представьте себе, что когда Ваш ребенок вырастет и ему кто-то когда-то предложит наркотики, он будет знать как твердо и уверенно сказать «нет». Задавить в ребенке умение говорить «нет», означает подавить важную функцию развития, которая несет в себе необходимые навыки выживания и отстаивания себя во взрослом мире. Особенности воспитания на стадии мышления: Полезное поведение родителей:

  • Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту.
  • Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому.
  • Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения.
  • Учить ребенка основным запретам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань).
  • Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением.
  • Радоваться способности детей думать.
  • Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка.
  • Поощрять проявления причинно-следственного мышления у ребенка.
  • Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
  • Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства.
  • Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо.
  • Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью.
  • Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей.
  • Объяснять “почему”‘ и “как”, обеспечивать ребенка другой информацией.
  • Говорить как что называется.
  • Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват.
  • Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”.
  • Заботиться о собственных потребностях.

Вредное поведение родителей:

  • Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”.
  • Втягиваться в борьбу за власть с ребенком.
  • Считать себя хорошими родителями, если ребенок послушный.
  • Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”.
  • Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей.
  • Ожидать слишком многого от детей.
  • Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других.
  • Не замечать (что будет выглядеть как поощрение), когда ребенок не думает.
  • Стыдить и игнорировать ребенка

Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
II стадия – стадия действий – от 6 до 18 месяцев (1,5лет)
IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет
V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет