Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил
Девиз стадии «думать». В это время ребенок учится говорить, и это связано с переходом к новому образу мышления: от мышления «приятное – неприятное» малыш переходит к логическому причинно-следственному мышлению. Т.е. он начинает понимать: «Если я прикасаюсь к горячей плите, из этого следует последствие – боль. И если я еще раз прикоснусь к горячей плите, то скорее всего наступит боль.» Именно в это время приходит смысл наказаний, т.к. ребенок уже способен понять, что наказание – это следствие его конкретных дел. То, что дети начинают думать, означает, что они начитают развивать самостоятельность. А это влечет за собой регулярное повторение ими слова «нет». Чем дети часто злоупотребляют. Однако на этом этапе для ребенка сказать «нет» означает почувствовать, что он может что-то делать сам, т.к. пока он не знает, что самостоятельность может проявляться и по-другому. Тут же начинается и манипулирование родителями. Ребенок проверяет, что будет, например, если он устроит истерику, дадут ли ему, то, что хочется? В этом возрасте у детей также проявляется гнев, который выражается в том, что они начинают кусать и бить родителей. И это тоже является способом утвердить себя в самостоятельности. Взрослым следует принимать чувства ребенка, присваивать их ребенку («Ты сейчас гневаешься.») и учить как их можно выражать, не нанося боли и урона другому. Родителям часто трудно спокойно выдерживать такое поведение своего ребенка. В этом случае психологи советуют прибегнуть к такой умственной гимнастике для родителей: «Представьте себе, что когда Ваш ребенок вырастет и ему кто-то когда-то предложит наркотики, он будет знать как твердо и уверенно сказать «нет». Задавить в ребенке умение говорить «нет», означает подавить важную функцию развития, которая несет в себе необходимые навыки выживания и отстаивания себя во взрослом мире. Особенности воспитания на стадии мышления: Полезное поведение родителей:
Вредное поведение родителей:
Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
II стадия – стадия действий – от 6 до 18 месяцев (1,5лет)
IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет
V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет