Середа, 4 Листопада, 2009   |   Школа Афіни

Возрастные особенности детского развития от рождения до 18 лет (часть 3)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам Брил

II стадия – стадия действий – от 6 до 18 месяцев (1,5лет)

Девиз ребенка на этой стадии «делать». В этот период своего развития ребенок начинает двигаться – переворачиваться, ползать, ходить. Таким образом, он начинает исследовать мир, используя для этого все свои органы чувств, через прикосновение, взгляд, запах, вкус, звуки.

Этот возраст – источник любой инициативы. Задача родителей – поддерживать инициативу – давать разные игрушки и предметы для исследования и следить, чтобы ребенок себе не навредил. «Сделайте комнату, в которой находится ребенок, удобной для ребенка, а не ребенка удобного для комнаты» (Д.Кларк) Ругать ребенка на этой стадии за его действия бессмысленно, т.к. он все равно не свяжет наказание со своим поступком., Единственный подвластный ему в этой стадии вывод – другим доверять нельзя и делать ничего нельзя. А результатом такого решения с высокой степенью вероятности станет отсутствие желаний в начинаниях, боязнь всего нового во взрослой жизни.

Особенности воспитания на стадии действий:

Полезное поведение родителей:

  • Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей.
  • Защищать ребенка от повреждений.
  • Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями.
  • Говорить по два “да” на каждое “нет”.
  • Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.).
  • Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно.
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”. Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”.
  • Повторять звуки, которые издает ребенок
  • Много говорить ребенку
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру
  • Заботиться о собственных потребностях.

Вредное поведение родителей:

  • Не обеспечивать защиту ребенка.
  • Ограничивать подвижность ребенка.
  • Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще.
  • Ругать или наказывать.
  • Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи.
  • Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок.
  • Игнорировать ребенка.

Введение
I стадия – стадия существования – от рождения до 6 месяцев
III стадия – стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет
IV стадия – стадия идентичности и силы – от 3 до 6 лет
V стадия – стадия структуры – от 6 до 12 лет
VI стадия – стадия идентификации, сексуальности и отделения – от 12 до 18 лет