Хотите создать произведение искусства за две минуты? Думаете, это невозможно?
Ошибаетесь! Правда, подготовка у вас займет намного больше времени.
Вам понадобится стекло и краски. Какие? Да любые! – Гуашевые, акварельные, темпера, масленые… Но лучше всего, эффектнее и проще, начать с цветной туши. Несколько тонких плоских кисточек, желательно по количеству цветов туши. Плотная бумага, можно белый картон. Для начала нарежьте его на листы формата А6.
Готовы? Начали!
Посмотрите, какое место на стекле займет ваш листок бумаги. Теперь на этом пространстве вы ставите цветные кляксы. Их не надо мешать между собой. Краски надо класть быстро, пока они не высохли.
Теперь, на краски, нанесенные на стекло, кладите сверху ваш листочек бумаги и… Прижали, развернули, протащили. Первый оттиск получен!
Если ваша бумага имеет лицевую и изнаночную стороны, помните, рисунок должен быть на лицевой стороне.
Попробуйте на тех же красках сделать новый оттиск, он будет совсем иным и, возможно, лучше первого.
Первые восторги от полученного на бумаге эффекта прошли? – Теперь попробуйте сознательно руководить этим процессом.
Вы можете подобрать цветовую гамму под свое настроение или замысел.
Используя жидкие краски, вы получаете расплывчатый «акварельный» оттиск. Если брать краски погуще, на отпечатке выйдут ажурные паутинки, «веточки».
Используя гуашевые краски, или краски темпера, можно получить выпуклый рельеф рисунка. Очень интересно «работают» гуашевые белила. Сразу получается и рельефный оттиск и полутона.
Эффект зависит и от качества бумаги (ламинированная, картон, с рельефом) и от того, как вы «накладывали» бумагу: вращательным движением, или вертикальным сдвигом, или только углом; с какой скоростью; резко или плавно.
А еще можно сделать на одном рисунке два последовательных оттиска: сначала «акварельный» фон, потом «веточку».
Вы уже вполне готовы увеличить формат заготовленной бумаги. Формат А6 – беспроигрышно, а вот с форматом А3 вас ждут трудности. Либо накладывать краску очень быстро, либо оттиски делать по частям, но при этом пытаться сохранить единство стиля и общую гармоничность всей композиции.
Самая большая монотипия, которую я видела, была сделана китайцем, мастером ушу-цигун, на специальной рисовой бумаге размером 3 на 1,5 м.
Попробуйте положить на стекло кусочек кружева, или резной листик папоротника. Смочите это краской и сделайте оттиск.
Вы хотите обойтись без стекла? Почему бы и нет! Нанесите краску на полиэтиленовую пленку, на фольгу, на измятую фольгу, на собственную ладонь… (После этого рекомендую пойти в ванную комнату, посмотреть на себя в зеркало и спасти остатки любимого платья…) Я не сомневалась, что вы вернетесь! Искусство превыше всего!
Ваш стол завален листочками бумаги с самыми различными оттисками, более и менее удачными.
Следующий этап не менее занимателен, только теперь вам понадобиться вся ваша фантазия, чувство вкуса, меры, аккуратность, сосредоточенность и… умение пользоваться пером, линером или очень тонкой круглой кистью (№ 1).
Рассматривайте по одному каждый оттиск. Возможно, вы увидели маленький пейзаж, где достаточно слегка подрисовать тонкий ствол дерева, или поставить точку луны или солнца над лесом. А может в оттиске притаился глазастый дракон, или профиль красавицы? Помогите ему выделиться легким контуром.
Не спешите. Подрисовка должна легко и органично влиться, дополнить ваш рисунок, а не изменить его полностью. Вы можете воспользоваться только частью оттиска, фрагментом, аккуратно «экранируя» его, то есть, вырезая из общего рисунка нужный квадрат или прямоугольник.
Как вы хотите использовать эту работу? Повесить на стену под стекло? Сформировать альбом с серией удачных оттисков? Сделать поздравительную открытку? В любом случае, надо сделать красивое паспорту.
Ну, как, понравилось? Техника, в которой вы работали, называется монотипия. «Моно» – один, «тип» – оттиск.
А еще есть «диотипия». Но об этом в следующий раз.