Методика доктора психологических наук В. Лосевой дает ребенку право на ошибку и показывает возможность и свободу выбора.
Приведу пример, как можно использовать эту методику. Мама девочки 7 лет обратилась к психологу с вопросом сложностей при письме. Успеваемость у девочки хорошая, пишет грамотно, но постоянно обводит буквы, зачеркивает и переписывает заново правильно написанные буквы и слова, если считает, что написаны они неправильно или некрасиво. То же самое и с цифрами в математике. Все это естественно портит внешний вид работы, девочка сильно расстраивается, даже если никто за это ее не ругает.
То, что делает ребенок нельзя назвать “небрежностью”. Внутреннюю тревогу она пытается снять, доведя свой почерк до совершенства. Можно предложить ребенку научится писать плохо, ведь писать хорошо, она уже научилась. Предложить написать какое-нибудь домашнее задание (короткое) своим обычным почерком. После этого сказать: “А сможешь написать то же самое, только хуже?” Ребенок обычно удивлен, но выполняет задание. А вы с улыбкой говорите: “Это недостаточно плохо! Можешь еще хуже”? И, наконец, последняя фраза – “Напиши настолько плохо – насколько можешь”! Потом посмейтесь вместе над тем, что получилось, чтобы просто разрядить обстановку, похвалите ее за то, что, оказывается, она может хорошо выполнять разные задания!
И после некоторой паузы скажите: ” А вот теперь напиши то же самое, но – немножко лучше!” – “А теперь – снова хуже!” – “А теперь опять лучше, чем было раньше!”
Повышение самооценки. Этому может помочь применение специальной таблицы или карты со звездочками, полученными за каждый успех (например, быстрее собрался в детский сад, аккуратно сложил игрушки и так далее). За определенное количество звездочек – вещественное вознаграждение. Дети становятся более уверенными в себе, получают подтверждение того, что они могут быть успешными. Вместо таблицы можно использовать жетоны, наклейки и т.д. Важна суть.
Методика десенсибилизации – разработка особого рода “лестницы” страхов ребенка. На нижней ступеньке лестницы находится ситуация, с которой он может легко справиться, на самой верхней – ситуация, вызывающая его особое беспокойство. При боязни собак, например, низшей ступенькой может быть рассматривание картинок с изображением собак в книге для детей, тогда как на высшей – возможность прямого контакта с животным. Между этими ступеньками – серия ситуаций с участием собак, от слегка дискомфортных внизу лестницы до вызывающих очень сильное беспокойство ближе к ее верху.
Ребенка ведут вверх по этой лестнице, ступенька за ступенькой. Как только он начинает нервничать и проявлять беспокойство, ему помогают расслабиться, а затем снова возобновляют попытку подняться на следующую ступеньку. Чем дальше, тем легче будет преодолеваться ступенька, которую он однажды уже осилил. Хвалите ребенка после каждого его успешного шага. Чем более компетентным он себя чувствует, тем с большей уверенностью будет бороться со своими страхами.
Можно также научить ребенка применять формулы самовнушения. Так, например, если ребенок боится сделать что-то не так, можно, чтобы он говорил себе: “так, как я делаю, так хорошо”, “как нарисовано, так и хорошо” …
Сказкотерапия. В книге Д. Бретт “Жила была девочка, похожая на тебя…” приводится сказка, рассчитанная на детей-перфекционистов, позволяющая им увидеть свое поведение в ином свете. В ней говорится о маленькой девочке, которая хотела стать еще лучше.
Важно не сравнивать ребенка с другими детьми, каждый уникален. Здравомыслящий взрослый понимает: каждый из окружающих в чем-то мне уступает, но в чем-то другом, вероятно, превосходит, и невозможно во всем превзойти всех.
Нужно поощрять детей-перфекционистов в проявлении своих эмоций и помогать им освободиться от навязчивого чувства вины. Им нужно научиться быть более снисходительными и мягкими к себе, хвалить себя. Здесь мы, родители, можем стать им примером.
Научите их решать задачу поэтапно. Ставьте перед ними только достижимые цели, учите расставлять приоритеты. В каком-то деле суперстарательность может стать залогом успеха, но где-то она совершенно ни к чему. К примеру, какой смысл каждую рядовую уборку квартиры превращать в битву за идеальную чистоту, не в операционной ведь живем? Не стоит растрачивать все силы на мелочи, иначе их не хватит на решение насущных задач.
Принимая своих детей такими, какие они есть, мы можем направлять их устремления к достижению новых вершин, помня и о народной мудрости: «Лучшее – враг хорошего». Давайте радоваться и замечать их даже самые маленькие и едва заметные успехи, ведь именно из них и складываются большие достижения.
(Опубликовано в журнале Мир Семьи №4, апрель 2007)