Каролина Тымкив,
журнал “Корреспондент” № 41 от 21 октября 2011 г.
(печатается с сокращениями)
По данным исследования Института социальной и политической психологии (ИСПП) Национальной академии педагогических наук, отечественные школьники ведут себя гораздо агрессивнее западноевропейских.
Так, 34% юных киевлян становились жертвами морального и физического насилия со стороны своих соучеников в школе, 43% сами хотя бы раз издевались над ровесниками, а 13% были организаторами экзекуций. В то же время в странах ЕС школьников, участвовавших в актах насилия, насчитывается лишь 10-15%.
Любовь Найденова, замдиректора по научной работе ИСПП, считает, что истоки роста агрессии подростков в современной Украине надо искать в ее советском прошлом – точнее, в психологической атмосфере, в которой воспитывалось не одно поколение соотечественников.
Мол, украинская система школьного образования, как и советская, навязывала строгий стиль поведения и жесткий авторитаризм. А теперь граждане страны переживают в своем сознании революцию, которая иногда выражается в вопиющих случаях. “Мы – посттоталитарное общество, – резюмирует Найденова. – В Западной Европе все более демократично и цивилизованно”.
Украинские школьники, подавленные авторитаризмом учителей, выплескивают свой негатив друг на друга, считают эксперты. Правда, Алексей Греков, директор частной школы “Афины”, не снимает ответственности и с родителей, которые сегодня больше увлечены “зарабатыванием денег, а не воспитанием детей”.
37-летняя киевлянка Виктория, попросившая не указывать ее фамилию в печати, в растерянности: ее 13-летнюю дочь регулярно унижают одноклассницы. “В школе до, во время и после уроков изводят мою дочь две другие девочки, – жалуется мать. – Они постоянно на нее орут, ругаются матом. Причем чем дальше, тем изощреннее, доводя ее до истерики”.
“Дочь рыдает, когда звонит из школы, вместо уроков сплошные слезы, – продолжает свой рассказ Виктория. – Классная сказала, что еще раз проведет собрание, а до этого дочь будет все перемены при ней”.
Мать ученицы это не утешает – она подыскивает новую школу для дочери. По ее словам, родители обидчиц “такие же хамки, как и их дети”, а в школе решить проблему не могут, поэтому виновные остаются безнаказанными.
А в считающемся престижным столичном военном лицее имени Богуна разборки между подростками обернулись самой настоящей армейской дедовщиной. За последние два года тамошние курсанты регулярно избивали своих однокашников, утверждает бывший председатель родительского комитета лицея Александр Задерилов.
Громкий скандал разразился в 2010 году: один из лицеистов, киевлянин Александр Оноприенко, стал жертвой изощренных издевательств – в частности, ровесники прижигали ему разные части тела раскаленным утюгом.
“Его загоняли в угол и каждую перемену били так, что отбили селезенку”, – рассказывает Людмила Ивакина, бабушка Оноприенко. Пресечь кадетскую дедовщину офицеры-преподаватели лицея оказались не в силах, и в итоге родители Оноприенко вынуждены были подать в суд на администрацию учебного заведения.
“Все виновные были наказаны, бывшее руководство уволено, и сейчас насилия у нас нет”, – уверяет Корреспондент Даниил Романенко, нынешний директор лицея.
На фоне военного училища, ПТУ и государственных школ частные учебные заведения выглядят прямо-таки институтами благородных девиц и юношей. 16-летний Антон Петухов, отучившийся девять классов в обычной школе, где, по его словам, ровесники регулярно издевались друг над другом, уже два года получает знания в школе “Афины”, куда он перешел, чтобы подтянуть знания перед поступлением в вуз. Здесь, утверждает Петухов, совершенно иная атмосфера.
“В обычной школе учителя не могут уследить за 600 детьми, а здесь всего 80 школьников. Поэтому контролировать всех гораздо проще”, – рассуждает Петухов о причинах различий. Кроме того, продолжает он, в Афинах, в отличие от государственной школы, собрались люди, у которых ближе интеллектуальные запросы
По уровню агрессии подростков в отношении сверстников Украина занимает четвертое место в Европе после России, Албании и Беларуси, констатируют во Всемирной организации здравоохранения.
На противоположном конце рейтинга располагаются в основном скандинавские страны – Швеция, Норвегия, Финляндия, а также Дания. По мнению Найденовой, миролюбивость отпрысков викингов объясняется тем, что тамошние дети с малолетства не зажаты родителями и учителями.
“Там культ ребенка, – рассказывает Найденова. – В Финляндии я наблюдала, как маленькие дети в трамвае бегали и прыгали по салону, и на них взрослые не кричали”.
Еще один пример, правда, уже из недавнего прошлого Финляндии: после серии самоубийств подростков в начале 1980-х, причиной которых стали обиды со стороны ровесников, правительство страны разработало программу профилактики, построенную на изменении отношения свидетелей к насилию. Школьникам начали прививать недопустимость пассивного наблюдения за экзекуциями, необходимость вступиться за жертву. Такое воспитание принесло свои плоды – молодежная агрессия в стране резко пошла на убыль.
В случае с конфликтами среди украинских школьников сегодня, напротив, слишком много сторонних наблюдателей. Это не только подростки, но и учителя, которые к тому же, заботясь о реноме школы, зачастую намеренно не выносят сор из избы, чтобы не доводить дело до милиции.
Инна Криворучко, директор киевской школы № 7, защищает коллег. Мол, в школе насилие видно сразу. “Поэтому я всегда учителям говорю: не проходите мимо. И в нашей школе равнодушных точно нет”, – уверяет педагог.
Ее подопечный, десятиклассник Александр Герасименко, подтверждает: в их школе дальше словесных перепалок дело не доходит, однако уверяет, что в случае рукоприкладства сам он готов вступиться за слабого.
А вот перешедший из обычной школы в частную Петухов, напротив, уверен, что человек должен уметь постоять за себя сам. “Жертвой становится тот, кто поддается”, – рассуждает он.
Нынешний директор Петухова Греков считает: причина инцидентов между подростками – казарменная система школьного образования, доставшаяся в наследство от СССР. Учителя подавляют учеников, а те в свою очередь выплескивают собственные зажатые эмоции и комплексы друг на друга.
Именно поэтому в некоторых отечественных частных школах по примеру западных стараются не подавлять юную личность, а субординацию между учителем и учеником сводят к минимуму.
“Если происходит какое-то ЧП, мы не проводим родительских собраний, на которых при всех ругаем детей, – рассказывает Греков. – Для этого у нас есть виртуальное родительское собрание, то есть мы общаемся со всеми через интернет. Мы стараемся убрать стрессогенные факторы и не унижать личность ребенка”.
По мнению отечественного философа, профессора Мирослава Поповича, истоки унижения личности и последующей агрессии следует искать в истории развития украинского общества в целом.
“Если нынешней общественно-политический и культурный кризис в стране будет углубляться, то агрессивность будет присутствовать в извращенной и усиленной форме среди подростков, – прогнозирует Попович. – Поэтому в обществе должны превалировать какие-то высокие ценности. Если их нет, тогда процветает цинизм и жестокость”.
Статья полностью: http://korrespondent.net/ukraine/events/1276000-korrespondent-uroki-zhestokosti-ostatki-totalitarnogo-vospitaniya-prevratili-polovinu-ukrainskih-shko