Первые шаги в мир искусства ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей.
Незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература.
Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал, а затем и читал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр экранизаций. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга – произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.
Наиболее близки детскому мироощущению сказки. С их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в ясной по смыслу форме.
Восприятие сказки – особая деятельность ребенка с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.
Как сказал К.И. Чуковский: «Сказки воспитывают у ребенка дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою».
Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Замечательно, когда родители сказки читают. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него.
Ещё в дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Посещения с ребенком театра, музея, выставки должно оставить яркие впечатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре – это сам спектакль, артисты, декорации, музыкальное оформление, в музее – экспонаты (картины, скульптура и т.д.).
Особенные впечатления ребенка от встречи с искусством лучше подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматриванием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ребенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое получили удовольствие от спектакля, выставки и т.д.