К семи годам у ребёнка появляется потребность участвовать в социальной жизни. Он пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого, начинает подражать взрослым.
Наблюдая за развитием ребёнка можно сказать, что оно происходит не плавно, а скачками и характеризуется яркими, быстрыми изменениями в его поведении и психике. Можно сказать, что ещё вчера ребёнок не умел это делать, а сегодня «вдруг» научился. Переходы между периодами проходят бурно, сопровождаются конфликтами и отстаиванием своих прав. Все это проявляется в манерничании (ребёнок «что-то из себя строит»), нарушении запретов и правил, скрытности. Ребёнок упрямится, часами может «кривляться» перед зеркалом, спорит из-за каждой мелочи. Это происходит из-за того, что ребёнок считает: все ранее установленные правила – «для маленьких», а он теперь большой и ему их выполнять не надо. Это не принятые для близких изменения в поведении ребёнка сопровождаются и весьма полезными приобретениями. Ребёнок начинает лучше разбираться в собственных переживаниях, у него развивается самооценка.. Он перестаёт действовать под влиянием своих сиюминутных побуждений, планирует свой поступок, задумывается о последствиях. Начинает контролировать своё поведение.
Каждый кризис – это попытка обрести независимость и самостоятельность, это рывок вперед, выход за пределы старых норм. Важно чутко реагировать на все изменения в развитии ребёнка, постепенно позволяя ему проявлять все большую самостоятельность.
Нужно быть терпеливыми и терпимыми.
Необходимо понимать – кризис – признак того, что ребёнок вырос.
Главное, не забывать радоваться каждому достижению ребёнка, поощряя его к новым свершениям.