Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Активно развивается воля ребёнка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребёнку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).
Внимание зависит не только от воли ребёнка, но и от его темперамента, и многим детям по-прежнему трудно сохранять сосредоточенность в течение занятий. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Поэтому не стоит требовать абсолютной дисциплины и послушания.
Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учёбе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, но делать это им пока ещё трудно.
Ребёнок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями и глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
Поэтому большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.