ХXI век ознаменовался не только эрой научно-технических открытий, достижений в различных отраслях деятельности, но, к сожалению, и уменьшением ценности живого общения между людьми.
Одним из факторов нарушения коммуникации, по моему мнению – исчезновение детских дворовых игр. Эти игры во многом способствуют развитию моторики, психических процессов, таких как память, внимание и воображение, а также научают детей социальным навыкам, то есть умению взаимодействовать с окружением. Посредством таких игр дети впитывают социальные нормы и правила. Сидя же дома возле компьютера дети теряют возможность общаться с другими детьми и развивать свои коммуникативные и социальные навыки.
В связи с этим, очень хочется вспомнить любимые всеми нами игры, уходящие игры нашего детства. Эти лишь некоторые из игр и их правила.
«Выбивной». Для игры необходимо, как минимум, три игрока, а как максимум – чем больше, тем лучше! Два игрока становятся на расстоянии друг от друга – они “выбивают”. Все остальные игроки становятся ровно посередине между “выбивающими”. Цель “выбивающих” – попасть мячом во всех игроков, кроме второго “выбивающего”. Цель тех, кого “выбивают”, увернуться от мяча. Двое тех, в кого попадут первыми, в следующей игре становятся “выбивающими”. Игра заканчивается тогда, когда “выбивают” всех игроков. Если тот кого «выбивают» поймал мяч в руки, то он получает дополнительную «жизнь», мяч при этом не должен касаться земли, а быть брошенным по воздуху.
«Съедобное – несъедобное». В игре принимает участие от трех игроков и более. Один – ведущий. Ведущий бросает по очереди каждому игроку мяч и при этом называет любые слова. Если слово означает что-то съедобное, то мяч надо словить, а если несъедобное – то отбить. Если игрок ошибается, то ему штрафное очко. Три штрафных очка – игрок выходит из игры. Игрок, который единственным остается в игре – выиграл.
«Десятки». Для этой игры необходим мяч и стена. В игре 10 уровней. Необходимо бросать мяч об стенку, только на каждом уровне по-разному, причем, чем выше уровень, тем сложнее. Если стратил (уронил мяч), то дальше играет следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым пройдем все уровни. Итак, уровни игры:
«Казаки-разбойники». Для игры нужно было собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше). Дальше все по считалочке или договоренности делятся на две команды (“казаки” – их может быть чуть меньше, и “разбойники”), желательно выбрать заодно и атаманов. Все вместе договариваются, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица). “Разбойники” совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).
Дальше “казаки” отходят в сторонку (так чтобы не видеть “разбойников” и их передвижения) – в идеале спрятаться в подъезде или за углом дома. Разбойники в это время рисуют мелом на асфальте круг (обозначая “начало движения”) и дальше от него стрелочки по направлению своего движения. Рисовать стрелочки можно на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках, и куда еще руки дотянутся. Как правило, сначала бегут рисовать стрелочки все вместе, и в конце разбегаются по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь – тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли.
Для того чтобы запутать и усложнить игру “казакам”, стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще “обманные” стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в незаметном месте. Время, для того чтобы “разбойники” спрятались, оговаривается заранее, но обычно оно не меньше 15-20 минут (“казаки” в это время могут развлекать себя другими играми и искать и обустраивать “темницу”, куда смогут привести потом пойманных разбойников). Темницу тоже надо было обустроить – начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться защитить ее максимально от посторонних глаз. При этом нельзя ее устраивать в совершенно замкнутом укромном помещении.
Когда “разбойника” находят, его нужно для начала поймать (запятнать) – он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, – он уже не имел права сопротивляться, и идет к “темнице”. Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника – он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак остается его там сторожить. Разбойника можно “пытать” (самый распространенный вид пыток – щекотка и т.д.).
“Казаки” считаются победителями, если они выведывают пароль, либо если отыскивают и доставляют в “тюрьму” всех разбойников. Разбойники могут выручать друг друга – например, “нападать” на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могут разбегаться.